ЗАКОН
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О финансово-экономических основах местного самоуправления
в Кыргызской Республике»
Настоящий
закон определяет принципы организации финансово-экономических основ местного
самоуправления, источники формирования и направления их использования,
устанавливает основы бюджетного процесса в местных сообществах, взаимоотношения
органов местного самоуправления с финансово-кредитными учреждениями и
хозяйствующими субъектами, а также предусматривает гарантии их финансовых прав
и ответственность за управление финансовыми ресурсами.
Глава I. Общие
положения
В
настоящем законе используются следующие понятия:
-
бюджетное регулирование - процесс
распределения доходных источников и перераспределения средств между бюджетами
разных уровней в целях выравнивания объемов местного бюджета;
-
трансферты (гранты) - система
бюджетных взаимоотношений по реализации общегосударственной политики и
приоритетов между республиканским и местными уровнями власти;
-
категориальные гранты -
финансирование минимальных услуг определенного характера на местном уровне;
-
выравнивающие гранты – система
выравнивания доходов между бюджетами отдельных регионов;
-
стимулирующие (долевые)
гранты - долевое софинансирование части расходов местных бюджетов по
приоритетным направлениям для стимулирования эффективности расходования
бюджетных средств и мобилизации местных источников доходов;
-
местный бюджет - бюджет
местных сообществ и их территориальных объединений, формирование, утверждение и
исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления;
-
местные налоги и сборы - налоги и
сборы, вводимые представительными органами местного самоуправления в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
-
финансы местного
самоуправления - совокупность денежных средств, формируемых и
используемых для решения вопросов местного значения;
-
минимальный местный бюджет - расчетный
объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные
минимальные социальные нормы;
-
муниципальные ценные бумаги - облигации,
жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного
самоуправления;
-
регулируемые доходы -
республиканские налоги и иные платежи, по которым законодательством Кыргызской
Республики устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты
на предстоящий финансовый год, а также на долговременный период;
-
закрепленные доходы - налоговые и
неналоговые платежи, поступающие в местные бюджеты полностью или частично,
закрепленные законодательством Кыргызской Республики;
-
социальные нормы - показатели
необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными,
социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении;
-
норматив минимальной
бюджетной обеспеченности - расчетный показатель минимально
необходимой потребности в бюджетных средствах на одного жителя местного
сообщества по текущим расходам;
-
средства по взаимным
расчетам - суммы, поступающие в местные бюджеты или
передаваемые из местных бюджетов в бюджет вышестоящего уровня в связи с
изменениями в доходах и расходах местных бюджетов, вытекающих из решений,
принятых органами государственной власти, и не учтенных при утверждении
соответствующих бюджетов;
Глава II. Финансы
местного самоуправления
Финансы
местного самоуправления включают в себя средства местного бюджета, временные
бюджетные ссуды, внебюджетные и валютные фонды, государственные и муниципальные
ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления.
Формирование
и использование финансов местного самоуправления основываются на принципах
самостоятельности и гласности
Формирование
и использование финансов местного самоуправления осуществляются в соответствии
с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики “Об
основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике”, Указами
Президента Кыргызской Республики, постановлениями Правительства Кыргызской
Республики, уставами местных сообществ и другими нормативно-правовыми актами
органов местного самоуправления.
Статья 4. Участие органов государственной власти в
решении вопросов организации финансов местного самоуправления
Органы
государственной власти осуществляют контроль за расходованием средств,
выделенных им местным сообществам на выполнение республиканских целевых и
региональных программ.
Министерство
финансов Кыргызской Республики содействует развитию финансов местного
самоуправления в порядке, предусмотренным законодательством Кыргызской
Республики. В этих целях указанные органы:
-
регулируют отношения между республиканским и
местными бюджетами;
-
распределяют между местными сообществами средства,
выделяемые для финансирования республиканских целевых и региональных программ,
а также иных мероприятий;
-
совместно с Министерством труда и социальной защиты
разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные нормы;
-
оказывают методическую помощь органам местного
самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
-
организуют контроль за соблюдением органами местного
самоуправления бюджетного законодательства Кыргызской Республики;
-
обеспечивают реализацию права органов местного
самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств
местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате
превышения доходов над расходами;
-
гарантируют право представительных органов местного
самоуправления самостоятельно определять направление использования средств
местного бюджета;
-
компенсацию увеличения расходов или уменьшения
доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия, соответствующих
республиканских законов, а также иных решений государственной власти;
-
осуществление формирования местного бюджета путем
применения единой методологии, государственных минимальных социальных норм,
устанавливаемых органами государственной власти;
-
осуществляют другие функции в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.
Глава III.
Формирование и исполнение местных бюджетов
Статья
5. Местные бюджеты
- Каждое местное сообщество имеет собственный бюджет, состоящий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики из закрепленных и регулируемых доходов, а также и средств, поступающих из вышестоящего бюджета в виде трансфертов (грантов).
-
Формирование и исполнение местного бюджета
осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики и уставом местного сообщества.
-
Составной частью бюджетов местных сообществ являются
финансовые планы и сметы доходов и расходов отдельных учреждений и организаций,
находящихся в ведении местного сообщества. Порядок их разработки, утверждения и
исполнения определяется органами местного самоуправления самостоятельно в
соответствии с уставом местного сообщества.
-
Органы государственной власти гарантируют:
-
право представительных органов местного
самоуправления самостоятельно определять направления использования средств
местных бюджетов;
-
право представительных органов местного
самоуправления самостоятельного распоряжаться свободными остатками средств
местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате
превышения доходов над расходами;
-
глава местного самоуправления, должностные лица
местного самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики, уставами местных
сообществ;
-
глава местного самоуправления представляет отчет об
исполнении местного бюджета местному кенешу и на народном курултае
представителей местных сообществ.
Статья 6. Доходная часть местных бюджетов
Доходная часть местных бюджетов состоит из закрепленных и регулируемых
доходов, финансовой помощи в различных формах (трансфертов (грантов), средств
фонда финансовой поддержки местных сообществ),
заемных и других средств.
К закрепленным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и
сборы, а также другие доходы, поступающие в местные бюджеты на постоянной
основе. Их перечень устанавливается действующим законодательством Кыргызской
Республики.
К закрепленным доходам местных бюджетов относятся:
-
местные налоги и сборы;
-
поступления от земельного налога;
-
доходы от использования имущества, находящегося в
собственности органов местного самоуправления;
-
доходы от продажи имущества или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося в собственности органов местного
самоуправления;
-
доходы от платных услуг, оказываемых органами
местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении
органов местного самоуправления, средств, полученных в результате применения
мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том
числе штрафы, конфискации и иные суммы принудительного взыскания;
-
иные неналоговые доходы и безвозмездные
перечисления;
К другим доходам местных бюджетов относятся:
-
все виды налогов и сборов, поступающие от вновь
созданных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения
предприятий и организаций, в течение первых пяти лет их работы;
-
подоходный налог в виде платы за патент, поступающий
от частных предпринимателей;
-
доходы от приватизации государственного имущества,
находящегося на территории местного самоуправления, проводимой в соответствии с
государственной программой приватизации, в размерах, предусмотренных законодательством
Кыргызской Республики;
-
доходы от сдачи в аренду муниципального имущества,
земель, находящихся на территории местного сообщества;
-
доходы от проведения местных денежно- вещевых
лотерей, проводимых органами местного самоуправления;
-
госпошлина, взимаемая, в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики от сделок, совершаемых на территории
местных сообществ;
-
другие платежи, установленные законодательством
Кыргызской Республики.
В местные бюджеты отчисляются средства от общегосударственных доходов
по нормативам, установленным Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и кенешами
вышестоящего территориального уровня, в частности от подоходного налога, налога
на прибыль, оплаты за природные ресурсы, налога на добавленную стоимость и
акцизов, других доходов, предусмотренные законодательством Кыргызской
Республики.
Если в границах территории местных сообществ (за исключением городов)
имеются другие местные сообщества, то источники доходов местных бюджетов между
ними разграничиваются законами Кыргызской Республики. При этом за каждым
местным сообществам закрепляются на постоянной основе (полностью или частично)
налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских сообществ,
такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов
регламентируется уставом местных сообществ.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления
по формированию местных бюджетов
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать
местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с
законами Кыргызской Республики
Местные сообщества вправе принимать решения о разовых добровольных
сборах средств с граждан. Собранные в соответствии с указанными решениями
средства используются исключительно по целевому назначению.
Порядок предоставления трансфертов (грантов) устанавливается
нормативными правовыми актами органов государственной власти.
Статья 9. Основы бюджетного процесса в органах
местного самоуправления
Органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают и
утверждают бюджет местного сообщества в соответствии с установленными общими
принципами.
Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение их
осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Кыргызской Республики.
Представительный
орган местного самоуправления рассматривает и утверждает бюджет и отчет об его
исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнение бюджета, формирует
и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением
бюджета, осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики.
Рассмотрение, утверждение бюджета и отчета о его исполнении
производится представительными органами местного самоуправления гласно,
публично.
В случае если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого
финансового года, расходование средств до его утверждения производится по
соответствующим статьям местного бюджета в размере одной двенадцатой части
годовой суммы расходов, предусмотренных в проекте бюджета, внесенного на
рассмотрение соответствующего кенеша.
Текущий контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется
представительными органами местного самоуправления, которые публикуют сведения
об исполнении местного бюджета за истекший финансовый год.
Расходная часть местных бюджетов включает:
-
расходы на содержание бюджетных народного
образования, культуры, здравоохранения, соцобеспечения, находящихся в введении
органов местного самоуправления;
-
расходы, связанные с решением вопросов
хозяйственного развития местного значения;
-
расходы, связанные с осуществлением отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
-
расходы на содержание местных органов власти и
правоохранительных органов;
-
расходы, связанные с обслуживанием и погашением
долга по муниципальным займам и ссудам;
-
на образование фонда непредвиденных расходов в
размере не более 1 % от объема расходов.
-
Расходы местных бюджетов могут также включать:
-
ассигнования на страхование объектов муниципальной
собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского
риска;
-
иные расходы, предусмотренные уставом местного
сообщества.
-
свободные остатки средств местного бюджета,
образовавшиеся в конце финансового года в результате превышения доходов над
расходами направляются на социально-культурные нужды сообщества, развития его
экономики, повышения оплаты труда муниципальных служащих, укрепления
материально-технической базы представительных и исполнительных органов местного
самоуправления и на другие мероприятия. Порядок и направления целевого
использования этих средств утверждаются представительными органами местного
самоуправления.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается в
соответствии с законами Кыргызской Республики и уставом местного сообщества или
иным правовым актом органа местного самоуправления.
Глава IV. Бюджетное
регулирование
Статья 11. Основные принципы межбюджетных отношений и
бюджетного регулирования
Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и
органов государственной власти осуществляется на основе действующего
законодательства Кыргызской Республики.
Передача в местные бюджеты части доходов из республиканского бюджета
осуществляется в рамках межбюджетных отношений органов местного самоуправления
и органов государственной власти.
Межбюджетные отношения строятся на следующих основных принципах:
-
согласования интересов на всех уровнях бюджетной
системы;
-
применения единой для всех органов местного
самоуправления методологии управления местными бюджетами, разработанной
государственными органами;
-
взаимной ответственности и прав, как государства,
так и органов местного самоуправления;
-
повышения заинтересованности органов местного
самоуправления в увеличении собственных доходов в местный бюджет.
К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:
-
часть общегосударственных доходов, поступающих в
местные бюджеты по нормативам, утвержденными органами государственной власти в
порядке бюджетного регулирования на планируемый год или на три года, исходя из
видов налогов;
-
трансферты (гранты) из вышестоящих бюджетов;
-
средства, получаемые местными бюджетами по взаимным
расчетам с республиканским бюджетом.
Уменьшение доходов или увеличение расходов местных бюджетов, возникшие
вследствие решений, принятых органами государственной власти, компенсируются
органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется
одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного
самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной
власти, влекущее увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в
пределах средств, переданных им в качестве компенсаций.
При наделении органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями им одновременно передаются материальные и
финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Глава V.
Внебюджетные и валютные фонды местных сообществ
Кыргызской
Республики
Органы местного самоуправления имеют право создавать местные
внебюджетные и валютные фонды.
Положение о местных внебюджетных и валютных фондах, включающие порядок
формирования, использования и контроля за использованием средств фондов,
утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.
Средства внебюджетных фондов находятся на расчетных счетах, изъятию не
подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением.
Глава VI.
Взаимоотношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными
учреждениями
Статья 15. Отношения органов местного самоуправления с
территориальными органами Государственной налоговой инспекции при Министерстве
финансов Кыргызской Республики, региональными отделениями Центрального
казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и Социального фонда
Взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными
органами Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов
Кыргызской Республики основано на:
-
координации и объединении усилий по контролю за
своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых и
неналоговых платежей, в том числе местных налогов и сборов;
-
взаимном предоставлении необходимой информации;
-
контроля со стороны налоговых органов полноты
поступления и правильности зачисления налоговых и неналоговых платежей.
Органы местного самоуправления взаимодействуют с региональными
отделениями Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской
Республики и Социального фонда на основе соблюдения государственных интересов и
взаимного предоставления информации.
Органы местного самоуправления через региональные органы Центрального
казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и в соответствии с
заключенными договорами вправе возложить на уполномоченный банк следующие
функции:
-
расчетное обслуживание и кассовое исполнение
местного бюджета;
-
расчетно-кассовое обслуживание органов местного
самоуправления;
-
размещение (инвестирование) свободных остатков
средств местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных
облигаций с обязательным зачислением доходов по ним в местный бюджет;
-
размещение муниципальных облигаций и билетов
муниципальных денежно-вещевых лотерей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору
стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики
и на условиях, устанавливаемых договором.
Статья 16. Правовые основы
взаимоотношения органов местного самоуправления с финансово-кредитными
учреждениями
Органы местного самоуправления выполняют функции по организации своих финансов
во взаимодействии с финансово-кредитными учреждениями, действующими как на
территории соответствующего местного сообщества, так и за ее пределами.
Органы местного самоуправления содействуют развитию местного
финансового рынка и финансово-кредитных учреждений.
Органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном
законодательством Кыргызской Республики, вправе:
-
выбирать из числа банков уполномоченный банк путем
проведения открытого (тендера) конкурса;
-
осуществлять эмиссию муниципальных облигаций и
жилищных сертификатов;
-
органы местного самоуправления не вправе передавать
средства местного бюджета и земельные участки, находящиеся в государственной и
муниципальной собственности, в уставные фонды (капиталы) банков и других
кредитных организаций без согласия на то собственников и представительных
органов местного самоуправления.
Статья 17. Отношения органов
местного самоуправления с финансово-кредитными организациями
Взаимодействие органов местного самоуправления с финансово-кредитными
организациями (банками, биржами, страховыми компаниями и др.) осуществляется на
договорной основе.
Органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном
законодательством, вправе:
-
создавать финансово-кредитные организации
(муниципальные банки, финансовые компании, инвестиционные фонды и иные
финансовые учреждения, допускаемые законодательством Кыргызской Республики;
-
участвовать на долевых началах за счет собственных
или специально выделенных государственных средств в учреждении муниципальных
банков;
-
выпускать муниципальные займы, облигации, жилищные
сертификаты, лотереи и т.д.;
-
выдавать предусмотренные в местном бюджете ссуды и
кредиты предприятиям и организациям, независимо от формы собственности, при
условии полного обеспечения финансирования расходной части местного бюджета;
-
давать гарантии подведомственным организациям на
получение в банках и других кредитных организациях краткосрочных и долгосрочных
кредитов;
-
способствовать получению в доверительное управление
(трест) организациями своего ведения, закрепленные за государством доли акций
приватизированных предприятий, для обеспечения занятости населения и содержания
муниципальной инфраструктуры;
-
принимать решения о страховании объектов и имущества
муниципальной собственности.
Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации
программ и проектов развития местных сообществ, утвержденных в порядке,
установленном уставом местных сообществ.
Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается муниципальным имуществом
и средствами местных бюджетов.
Порядок выпуска муниципальных облигаций определяется законодательством
Кыргызской Республики.
Государство не несет ответственности по обязательствам местных органов
самоуправления, а местное сообщество не несет ответственности по обязательствам
государства.
Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за
счет средств местных бюджетов в соответствии с правовым актом органа местного
самоуправления о местном бюджете на текущий год.
Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного
самоуправления не должна превышать 20 процентов объема доходов местного бюджета
на текущий финансовый год.
Размещение, обращение, распространение (продажа и покупка)
муниципальных облигаций осуществляется в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики
В целях снижения взаимной задолженности предприятий и организаций,
органы местного самоуправления вправе принять решения о выпуске векселей в
случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
Порядок размещения, обращения и погашения векселей определяется в
соответствие с законодательством Кыргызской Республики, заключенным органом
местного самоуправления с уполномоченным на эти операции коммерческим или
муниципальным банком.
Глава VII.
Финансовые взаимоотношения органов местного самоуправления с хозяйствующими
субъектами на территории местного сообщества
Статья 20. Право органов
местного самоуправления на передачу финансовых средств в уставные капиталы
хозяйствующих субъектов
Органы местного самоуправления вправе передавать средства внебюджетных
фондов на создание предприятий, учреждений и организаций, а также на долевое
участие в уставных капиталах предприятий и организаций других форм
собственности.
Органы местного самоуправления способствуют подведомственным
организациям осуществлять экономическую деятельность в форме партнерства и
долевого участия только в том случае, если эта экономическая деятельность
соответствует их муниципальным обязанностям, не противоречит интересам, роли и
функциям местного сообщества.
Статья 21. Приведение нормативно-правовых актов в
соответствие с настоящим законом
Нормативно-правовые акты Кыргызской Республики до приведения их в соответствие
с настоящим законом применяются в части, не противоречащей настоящему закону.
Статья 22. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Кыргызской Республики