утратил силу Указом
Президента Кыргызской Республики
от 18 ноября 2002 года № 318
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об организации
местного самоуправления в городах
районного
подчинения Кыргызской Республики
(В редакции Указа Президента
КР от 17 января 2001 года УП № 28)
Во исполнение Указа
Президента Кыргызской Республики "О Программе государственной поддержки
местного самоуправления и Основных направлениях реформы местного самоуправления
в Кыргызской Республике" от 12 мая 1997 года № 127, и руководствуясь
подпунктом 7 пункта 1 статьи 46 Конституции Кыргызской Республики, постановляю:
1. Предоставить право
городам районного подчинения Кыргызской Республики Кант, Кара-Балта, Кара-Суу,
Узген, Чолпон-Ата, Шопоков осуществлять управление делами местного (городского)
значения на принципах местного самоуправления.
2. Образовать при городских кенешах городов районного подчинения исполнительно-распорядительные органы городского самоуправления - городские управы (шаар башкармасы), осуществляющие оперативное управление делами местного (городского) значения.
3. Установить, что в целях
обеспечения единства действий в сфере управления делами города районного
подчинения:
- высшим должностным лицом
городского самоуправления является глава города (шаар башчысы), одновременно
выполняющий обязанности председателя городского кенеша и руководителя городской
управы (шаар башкармасы);
- по вопросам местного
самоуправления городская управа (шаар башкармасы) и глава города (шаар башчысы)
подотчетны городскому кенешу и курултаю представителей городского сообщества, а
по делегированным государственным полномочиям - главе районной государственной
администрации и другим вышестоящим органам государственной власти;
- глава города (шаар
башчысы) назначается на должность главой областной государственной
администрации - губернатором (в дальнейшем - губернатор) из числа депутатов
городского кенеша на основании представления главы районной государственной администрации
и с согласия большинства депутатов от состава городского кенеша (абзац
исключен Указом Президента КР от 17 января 2001 года УП № 28).
4. Утвердить Положение об
основах организации местного самоуправления в городах районного подчинения
Кыргызской Республики (прилагается).
5. Рекомендовать городским
кенешам и управам на основе подготовленного Конгрессом местных сообществ
Кыргызской Республики Примерного устава города (Шаар мыйзамы) разработать
проекты уставов городов, организовать их широкое обсуждение на собраниях и
сводах горожан по месту жительства и принять на курултае представителей
городского сообщества.
6. Установить, что в Устав
города (Шаар мыйзамы) не могут быть включены положения, подрывающие суверенитет
и территориальную целостность государства, способствующие разжиганию
межнациональной розни, ущемлению прав и свобод граждан, а также другие
положения, противоречащие законодательству Кыргызской Республики.
7. Главам городов (шаар
башчысы) и городским кенешам создать специальные комиссии по подготовке проекта
Устава города (Шаар мыйзамы) численностью не менее 15 человек и организовать
широкое обсуждение проекта Устава на собраниях и сходах горожан по месту
жительства и работы.
8. Учитывая
административно-территориальные особенности и специфику организации власти в
городе областного подчинения Нарыне, предоставить ему право осуществлять
управление делами местного (горожкого) значения на принципах местного
самоуправления. Рекомендовать местным органам власти Нарынской области
руководствоваться при организации местного самоуправления нормами настоящего
Указа и Положения об основах организации местного самоуправления в городах
районного подчинения Кыргызской Республики с учетом особенностей города
областного подчинения.
9. Губернаторам областей и
главам районных государственных администраций в двухмесячный срок:
- обеспечить качественный
подбор кандидатур и назначение глав городов районного подчинения (шаар башчысы)
в соответствии с настоящим Указом и Положением об основах организации местного
самоуправления в городах районного подчинения Кыргызской Республики;
- рассмотреть совместно с
председателями районных и областных кенешей предложения городских кенешей по
определению штатной численности городской управы, образованию коммунальной
(муниципальной) собственности городского сообщества на основе проведенной
паспортизации объектов города, формированию бюджета местного самоуправления
городов районного подчинения на второе полугодие 1998 года и внести на
рассмотрение Правительства Кыргызской Республики (абзац исключен Указом
Президента КР от 17 января 2001 года УП № 28).
10. Правительству Кыргызской
Республики в двухмесячный срок:
- на основе паспортизации
объектов, находящихся на территории городов, и предложений местных органов по
формированию коммунальной (муниципальной) собственности определить сроки и
порядок передачи объектов в коммунальную (муниципальную) собственность городов
районного подчинения;
- определить перечень и
объем делегируемых городским управам (шаар башкармасы) государственных
полномочий;
- привести свои акты в
соответствие с настоящим Указом.
11. Контроль за выполнением
настоящего Указа возложить на отдел местного самоуправления и аграрной политики
Администрации Президента Кыргызской Республики.
12. Указ вступает в силу со
дня опубликования.
Кыргызской Республики А.Акаев
гор.Бишкек, Дом Правительства
23 июня 1998 года УП № 200
Утверждено
Указом
Президента
Кыргызской
Республики
от 23 июня
1998 г. № 200
об основах
организации местного самоуправления
в городах
районного подчинения
Кыргызской
Республики
I. Общие
положения
1. Самоуправление в городах районного подчинения
представляет собой право и действительную способность городского сообщества управлять
под свою ответственность и в рамках закона делами городского значения на благо
населения города.
Городское сообщество осуществляет самоуправление как
через систему органов самоуправления, так и непосредственно - путем
референдумов, сходов и других форм активности граждан.
2. Систему органов самоуправления в городах
районного подчинения составляют:
а) представительные органы - городской кенеш и
курултай представителей (делегатов) городского сообщества (далее - городской
курултай);
б) исполнительно-распорядительный орган при
городском кенеше - городская управа (шаар башкармасы), возглавляемый главой
городского самоуправления (в дальнейшем - глава города);
в) органы территориального общественного
самоуправления.
3. Городское самоуправление осуществляется на
принципах:
- волеизъявления населения города через городской
кенеш, курултай и референдум;
- соблюдения законности и требований Устава города;
- права городского сообщества владеть, пользоваться
и распоряжаться коммунальной (муниципальной) собственностью;
- самообеспечения, самофинансирования и
саморегулирования;
- подконтрольности и подотчетности органов
городского самоуправления городскому сообществу;
- выборности депутатов городского кенеша и делегатов
городского курултая;
- назначаемости главы городской управы на
корпоративной основе;
- совмещения главой городского самоуправления
обязанностей главы городской управы и председателя городского кенеша;
- разграничения функций и полномочий между городским
кенешем и городским курултаем, а также между представительными и
исполнительно-распорядительным органами городского самоуправления;
- сочетания местных и государственных интересов;
- наделения органов городского самоуправления
отдельными государственными полномочиями и функциями;
- социальной справедливости;
- гласности и открытости в работе органов местного
самоуправления;
- свободы участия членов городского сообщества в
обсуждении вопросов местного значения на заседаниях городского кенеша,
референдуме, курултаях, сходах и собраниях горожан.
1. Высшим выборным представительным органом местного
самоуправления города является городской кенеш. Порядок деятельности городского
кенеша и избрания его депутатов определяется законодательством Кыргызской
Республики.
2. Городской кенеш:
- утверждает городской бюджет и отчет о его
выполнении;
- утверждает планы и программы
социально-экономического развития города, контролирует их выполнение;
- дает согласие на
назначение главы города и его заместителя (абзац исключен Указом Президента
КР от 17 января 2001 года УП № 28);
- утверждает персональный состав президиума
городской управы при главе городского самоуправления и кандидатуру
ответственного секретаря по делам городского самоуправления;
- большинством голосов в две трети от общего числа депутатов
выражает недоверие главе города;
- вводит местные налоги и сборы, определяет порядок
и условия землепользования, использования других природных ресурсов в
соответствии с законодательством республики;
- устанавливает границы территории деятельности
органов территориального общественного самоуправления города и дает согласие на
их регистрацию в городской управе;
- принимает иные решения, не противоречащие
действующему законодательству и Уставу города.
3. Городской кенеш в пределах своей компетенции принимает
решения, обязательные для исполнения всеми организациями, учреждениями,
хозяйствующими субъектами города независимо от форм собственности, должностными
лицами и гражданами.
4. Деятельность кенеша прекращается:
- по истечении срока его полномочий;
- по решению, принятому большинством голосов
депутатов кенеша;
- Президентом Кыргызской Республики в случаях,
предусмотренных законодательством.
1. Городская управа является
исполнительно-распорядительным органом при кенеше города районного подчинения.
2. Городская управа возглавляется главой города и
состоит из президиума, аппарата управы, отделов, служб, хозрасчетных и других
структурных подразделений. Делопроизводство городской управы и городского
кенеша обеспечивает ответственный секретарь по делам городского самоуправления.
Штатное расписание аппарата городской управы устанавливается городским кенешем,
исходя из типового штата и возможностей бюджета города.
3. Для решения вопросов жизнедеятельности города при
главе городского самоуправления создается коллегиальный орган - президиум
города в составе не более 5-7 человек. В состав президиума входят по должности
глава города, его заместитель и ответственный секретарь по делам городского
самоуправления. Президиум не менее одного раза в месяц проводит заседания по
различным вопросам жизнедеятельности городского сообщества. Заседания
созываются главой города, а в его отсутствие - заместителем. В пределах своей
компетенции президиум принимает постановления по всем вопросам, не входящим в
компетенцию городского кенеша и городского курултая. Постановления президиума
городской управы, принятые в соответствии с законодательством республики и
Уставом города, обязательны для исполнения на всей территории города.
Постановления президиума принимаются простым большинством голосов от его
состава.
4. Основными вопросами, относящимися к ведению
городской управы, являются:
- разработка проектов программ
социально-экономического развития территории и местного бюджета, представление их
на утверждение городскому кенешу и организация исполнения принятого кенешем
решения;
- управление коммунальной собственностью, содержание
и ремонт объектов жизнеобеспечения городского сообщества, находящихся в
коммунальной собственности;
- привлечение в необходимых случаях методом ашара
членов городского сообщества для проведения ремонтно-восстановительных работ
объектов коммунальной собственности и других объектов, имеющих жизненно важное
значение для города;
- контроль за санитарным состоянием города, организация
мероприятий по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории;
- создание и развитие жилого фонда;
- проведение природоохранных мероприятий;
- разработка и осуществление генерального плана
застройки города, контроль за соблюдением норм строительства;
- развитие городского транспорта и транспортных
коммуникаций;
- применение инвестиций и их целенаправленное
использование;
- укрепление и развитие материально-технической базы
здравоохранения, дошкольного, школьного и профессионального образования в
соответствии с государственными образовательными стандартами, адресной
социальной защиты населения;
- развитие физической культуры, спорта и туризма,
организация досуга населения, проведение культурно-массовых мероприятий;
- проведение мероприятий по охране памятников
истории и культуры;
- создание, укрепление и рациональное использование
внебюджетных фондов;
- проведение работы по созданию новых рабочих мест;
- рациональное использование городских земель;
- участие в приватизации ликвидируемых предприятий и
приеме на баланс по согласованию с соответствующими органами объектов
социально-культурного, коммунально-бытового и хозяйственного назначения, спецтехники и другого имущества,
необходимых для обеспечения жизнедеятельности городского сообщества;
- внесение предложений в городской кенеш по введению
местных налогов и сборов согласно законодательству;
- организация распределения материальной, денежной и
иных видов гуманитарной помощи;
- контроль за деятельностью организаций, учреждений,
предприятий, других хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности
по соблюдению норм законодательства и требований Устава города, регулирующих
правила охраны окружающей среды, использования земли и других природных
ресурсов;
- обеспечение соблюдения законов Кыргызской
Республики и Устава города по охране общественного порядка на территории
города, организация и обеспечение добровольных общественных формирований по
охране общественного порядка и судов аксакалов;
- проведение опросов общественного мнения;
- осуществление мобилизационных и
организационно-практических мер по предотвращению стихийных бедствий,
чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий;
- назначение опекунов и попечителей, контроль за
выполнением ими своих обязанностей;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных
законодательством Кыргызской Республики.
1. Глава города является высшим должностным лицом на
территории города, одновременно выполняющим обязанности председателя городского
кенеша, руководителя городской управы и первого заместителя главы районной
государственной администрации.
2. Глава города назначается
сроком на 4 года главой областной государственной администрации по
представлению главы районной государственной администрации из числа депутатов
городского кенеша и с согласия большинства депутатов (пункт исключен
Указом Президента КР от 17 января 2001 года УП № 28).
3. В случае непреодолимых разногласий по кандидатуре
главы города между органами государственной власти и городским кенешем,
председатель областного кенеша назначает своим распоряжением исполняющего
обязанности главы города на срок до 6 месяцев.
В исключительных случаях на
эту должность может быть назначено лицо, не являющееся депутатом данного
кенеша. В этом случае обязанность председателя кенеша исполняет один из
депутатов кенеша на общественных началах (пункт исключен Указом
Президента КР от 17 января 2001 года УП № 28).
4. По вопросам местного самоуправления глава города
подотчетен перед городским кенешем и городским курултаем, а по делегированным
государственным полномочиям - перед главой районной государственной
администрации и другими вышестоящими органами государственной власти.
5. Глава города:
- возглавляет городской кенеш и городскую управу;
- не позднее 3-х месяцев с момента вступления в
должность представляет на рассмотрение городского кенеша и городского курултая
перспективный план социально-экономического развития города, после одобрения
вносит его на утверждение городскому кенешу и ежегодно отчитывается перед
городским кенешем, а также один раз в два года перед городским курултаем о ходе
его выполнения;
- организует соблюдение и выполнение:
а) Конституции и законов Кыргызской Республики,
актов Президента и Правительства Кыргызской Республики, делегированных
государственных полномочий;
б) настоящего Положения, Устава города, решений
городского референдума, курултая и кенеша;
- представляет город в органах государственной
власти и самоуправления, неправительственных, общественных и иных организациях
Кыргызской Республики, а также за рубежом;
- организует и контролирует выполнение собственных
распоряжений, принятых в пределах его компетенции;
- представляет на утверждение городскому кенешу
проект годового бюджета, делает отчет о его исполнении;
- разрабатывает структуру и штатную численность
городской управы и представляет ее на утверждение городскому кенешу;
- осуществляет прием граждан и рассмотрение их
жалоб, замечаний и предложений, информирует заявителей о принятых решениях;
- совместно с заместителем председателя городского
кенеша и ответственным секретарем по делам городского самоуправления
разрабатывает план работы городского кенеша и представляет его на утверждение
городскому кенешу;
- по своей инициативе, по инициативе постоянных
комиссий или по требованию не менее одной трети депутатов созывает сессию
городского кенеша;
- решает иные вопросы в рамках действующего
законодательства Кыргызской Республики, настоящего Положения, Устава города и
переданных ему государственных полномочий.
6. Для оперативного руководства глава города в
пределах своей компетенции издает распоряжения.
7. Глава города за ненадлежащее исполнение служебных
обязанностей досрочно освобождается от занимаемой должности главой областной
государственной администрации с согласия депутатов городского кенеша и главы
районной государственной администрации. В случае непреодолимых разногласий по
данному вопросу между городским кенешем и главами областной и районной
государственных администраций решение об освобождении от должности главы города
принимает глава областного самоуправления.
V.
Взаимоотношения органов местного самоуправления города
с органами
государственной власти
1. Отношения органов местного самоуправления города с
органами государственной власти строятся на основе конституционного принципа
разграничения функций государственной власти и местного самоуправления,
Конституции, законов Кыргызской Республики, актов Президента и Правительства
Кыргызской Республики.
2. В соответствии с Конституцией Кыргызской
Республики городская управа и ее глава могут наделяться отдельными
государственными полномочиями, перечень и объем которых определяется
Правительством Кыргызской Республики, а также местными государственными администрациями
и министерствами.
3. Отношения с государством, связанные с
использованием городских земель и коммунальной собственности, строятся в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
4. Споры между органами городского самоуправления и
государственной власти могут решаться посредством создаваемых по обоюдному
согласию комиссий или в суде.
VI.
Финансово-экономическая основа городского самоуправления
1. Экономическую основу городского самоуправления составляют
природные ресурсы (земля, недра, воды, животный и растительный мир),
коммунальная (муниципальная) и иная собственность, расположенные на территории
города, и служащие источником получения доходов.
2. Органы городского самоуправления вправе самостоятельно
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах, установленных
законодательством.
3. Финансовую основу городского самоуправления
составляют закрепленные за городским сообществом в соответствии с
законодательством источники доходов, поступающих в городской бюджет, а также:
- кредитные ресурсы, дотации, субвенции;
- субсидии из республиканского бюджета, связанные с
выполнением национальных программ;
- инвестиции зарубежных государств, частных банков и
других организаций;
- добровольные взносы и пожертвования организаций,
предприятий независимо от форм собственности и граждан;
- доходы от использования муниципальной
собственности, муниципальных ценных бумаг и местных займов в соответствии с
законодательством республики;
- иные доходы от проводимых органами местного
самоуправления мероприятий.
VII. Контроль
за распоряжением коммунальной (муниципальной) собственности
и
расходованием финансовых средств
1. Управление коммунальной (муниципальной) собственностью
в городах районного подчинения от имени городского сообщества осуществляет
городская управа.
2. Контроль за законностью и целевым расходованием
городской управой финансовых средств, а также соблюдением интересов городского
сообщества в управлении коммунальной (муниципальной) собственностью
осуществляет городской кенеш.
1. Органы местного самоуправления имеют право на
осуществление международных и внешнеэкономических связей в пределах,
установленных законодательством Кыргызской Республики.
2. Внешнеэкономические договоры, связанные с
использованием муниципальной собственности сообщества, выделением городских
земель, за исключением случаев аренды помещений, подлежат утверждению городским
кенешем.