УКАЗ

 

 ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

О НАЗНАЧЕНИИ ВЫБОРОВ

В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНОВ И ОБЛАСТЕЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

В связи с многочисленными предложениями местных сообществ об ускорении второго этапа реформы местного самоуправления в Кыргызской Республике постановляю:

 

1. Назначить выборы в районные и областные кенеши Кыргызской Республики на воскресенье, 5 февраля 1995 года.

 

2. Утвердить Положение о выборах в районные и областные кенеши Кыргызской Республики (прилагается).

 

3. Центральной избирательной комиссии по проведению референдума и выборам (Центризбиркому) обеспечить проведение выборов в соответствии с Положением о выборах в районные и областные кенеши Кыргызской Республики.

 

4. Правительству Кыргызской Республики, главам местных государственных администраций по представлению Центризбиркома и избирательных комиссий по проведению выборов решить вопросы материального и финансового обеспечения выборов в районные и областные кенеши.

 

5. Комиссии по реформе местного самоуправления и Центризбиркому организовать мероприятия по разъяснению населению республики целей и задач второго этапа реформы местного самоуправления, а также о порядке проведения выборов в районные и областные кенеши.

 

6. Считать утратившим силу подпункт 5 2 Указа Президента Кыргызской Республики от 18 августа 1994 года N 188 "О реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике" и подпункт 4.3 пункта 4 Положения об основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике, утвержденного Указа Президента Кыргызской Республики от 22 сентября 1994 года N 246 "Об утверждении Положения "Об основах организациях местного самоуправления в Кыргызской Республике".

 

7. Настоящий Указ ввести в действие со дня опубликования.

 

Президент

Кыргызской Республики                                                                          А. Акаев

 

гор. Бишкек, Дом Правительства

9 декабря 1994 года N УП-318

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено

 Указом Президента

 Кыргызской Республики

 от 9 декабря 1994 года N 318

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

О ВЫБОРАХ В РАЙОННЫЕ И ОБЛАСТНЫЕ КЕНЕШИ

 КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

1. Основные принципы выборов

 

Выборы в органы территориального самоуправления - районные и областные кенеши осуществляются на основе свободного, всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании в ходе прямых выборов.

Депутаты районных и областных кенешев избираются по одномандатным избирательным округам сроком на четыре года. Выборы в районные и областные кенеши проводятся в пределах существующих административно-территориальных границ районов и областей.

 

2. Всеобщее избирательное право

 

Право избирать в органы территориального самоуправления имеют граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие на соответствующей территории и достигшие в день выборов 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговорам суда в местах лишения свободы.

Депутатом районного и областного кенеша может быть гражданин Кыргызской Республики, достигший 18 лет.

Депутатом районного и областного кенеша не могут быть избраны лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, а также лица, чья судимость не снята и не погашена в установленном законном порядке.

Иные прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Кыргызской Республики в зависимости от происхождения, политических взглядов, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.

 

3. Равное избирательное право

 

Избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос.

Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

 

4. Тайное голосование

 

Избиратели голосуют лично и тайно.

Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

 

5. Прямые выборы

 

Депутаты кенешев избираются гражданами непосредственно.

 

6. Проведение выборов избирательными комиссиями

 

Проведение выборов депутатов кенешев обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей общественных объединений, трудовых коллективов и собраний избирателей по месту жительства.

 

7. Гласность при подготовке и проведении выборов

 

Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов и участков, о составе, местонахождении и времени работы избирательных комиссий, списках избирателей, результатах регистрации кандидатов в депутаты, результатах голосования и результатах выборов.

Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах и основные положения их предвыборных программ, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов.

Кандидаты в депутаты и их доверенные лица, а также представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, при проведении голосования и подсчета голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу и подведении общих итогов выборов. Полномочия указанных лиц удостоверяются соответствующим документом. Об их намерении присутствовать на заседании избирательной комиссии в день выборов в помещениях для голосования должно быть сообщено в соответствующие избирательные комиссии не позднее, чем за сутки до дня выборов или дня заседания комиссии. Вмешательство этих лиц в работу избирательных комиссий не допускается. Однако они вправе с разрешения председателя соответствующей избирательной комиссии задавать вопросы и требовать ответов на них, обращать внимание членов комиссии и присутствующих на допущенные нарушения настоящего Положения, требовать занесения в протокол имеющих значение фактов и сведений.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов депутатов кенешев. Все участники подготовки и проведения выборов предоставляют представителям средств массовой информации по их просьбе соответствующие материалы и информацию.

 

8. Право выдвижения кандидатов в депутаты районных и областных кенешев

 

Право выдвижения кандидатов в депутаты районных и областных кенешев принадлежит сообществам, общественным объединениям (политическим партиям, профсоюзам и другим общественным движениям), зарегистрированным в установленном порядке Министерством юстиции, и их блокам, трудовым коллективам, а также собраниям избирателей по месту жительства.

Любой гражданин Кыргызской Республики, обладающий в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения правом быть избранным в депутаты кенеша, имеет право на самовыдвижение кандидатов в депутаты.

 

9. Несовместимость статуса депутата кенеша с должностным положением

 

Судьи и работники правоохранительных органов (прокуратуры, органов внутренних дел, органов национальной безопасности, налоговой полиции, таможенной и налоговой инспекций) не могут быть одновременно депутатами кенеша.

 

10. Финансирование выборов

 

Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в органы территориального самоуправления, осуществляется из республиканского бюджета, местных бюджетов, а также из специализированных фондов, создаваемых при территориальных избирательных комиссиях под контролем Центральной избирательной комиссии по проведению референдума и выборам в Кыргызской Республике (в дальнейшем - Центризбирком) за счет добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, предпринимателей и граждан. При этом расходы всех кандидатов по избирательному округу финансируются одинаково.

Предприятия, учреждения и организации предоставляют в распоряжение избирательных комиссия помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения выборов. Избиратели не несут расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

 

11. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

 

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Кыргызской Республики права избирать и быть избранным в районные и областные кенеши, а также члены избирательных комиссий, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Положения, несут установленную законом ответственность.

К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты; лица допустившие прямое или косвенное использование служебного положения в ходе подготовки и проведения выборов.

Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии и государственные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в трехдневный срок, в поступившие в день выборов - немедленно.

 

РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ

 

12. Образование избирательных округов

 

Для организации и проведения выборов депутатов местных кенешев образуются избирательные округа: - в районные кенеши - от 15 до 25 избирательных округов; - в областные кенеши - от 25 до 35 избирательных округов.

В пределах норм, установленных настоящей статьей, число избирательных округов по выборам в каждый кенеш определяется соответствующим кенешем предыдущего созыва, исходя из численности избирателей.

Исходя из количества избирательных округов, определенного местным кенешем, соответствующая территориальная избирательная комиссия образует избирательные округа, как правило, с равной численностью избирателей за 50 дней до выборов.

От каждого избирательного округа избирается один депутат кенеша.

Списки избирательных округов с указание их границ публикуются соответствующей избирательной комиссией.

 

13. Образование избирательных участков

 

Для проведения голосования и подсчета голосов территория округа делится на избирательные участки. Избирательные участки образуются также в воинских частях, больницах, санаториях и в местах лишения свободы.

В отдельных труднодоступных районах также могут быть образованы избирательные участки, которые входят в избирательные округа по месту их нахождения.

Деление территорий округа на избирательные участки, число и размер избирательных участков устанавливаются соответственно окружными и районными территориальными избирательными комиссиями по представлению соответствующего местного кенеша не менее чем за 45 дней до выборов.

Избирательные участки образуются с числом избирателей не менее 100 и не более 3000. В случаях, связанных с отдаленностью и состоянием путей сообщения, затрудняющих голосование, территориальная избирательная комиссия вправе образовать участки с численностью менее 100 избирателей.

Соответствующая территориальная избирательная комиссия после утверждения списка избирательных участков оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

 

14. Избирательные комиссии

 

Для проведения выборов депутатов кенешев образуются избирательные комиссии: - областные и районные территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов кенешев (в дальнейшем - территориальные избирательные комиссии).

Областные комиссии образуются Центризбиркомом за 50 дней до выборов, а районные комиссии - областными кенешами предыдущего созыва за 50 дней до выборов; - окружные избирательные комиссии по выборам депутатов кенешев (в дальнейшем - окружные комиссии) - областными избирательными комиссиями за 45 дней до выборов.

Участковые избирательные комиссии образованные по выборам депутатов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики осуществляют выборы депутатов районных и областных кенешев.

 

15. Полномочия Центральной комиссии по проведению референдума и выборам при проведении выборов депутатов кенешев

 

Центризбирком:

 

1) организует подготовку и проведение выборов депутатов кенешев;

 2) образует областные территориальные избирательные комиссии по проведению выборов в областные кенеши;

3) осуществляет на всей территории республики контроль за исполнение настоящего Положения, обеспечивает его единообразное применение;

4) направляет и контролирует деятельность избирательных комиссий, осуществляет методическое руководство работой этих комиссий, дает рекомендации по организации их деятельности;

5) распоряжается средствами, выделенными государством на выборы; контролирует обеспечение комиссий по выборам депутатов кенешев помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

6) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам депутатов кенеша, списков избирателей, заявительных документов, удостоверений избирателей, протокола заседаний комиссий, образцы избирательных документов;

7) на основании поступивших протоколов территориальных избирательных комиссий подводит итоги выборов депутатов кенешев в целом по республике;

8) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, принимает решение, которым поручает территориальной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы. При этом Центризбирком может в решении указать на необходимость проведения выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе;

9) отменяет решения избирательных комиссий, если эти решения противоречат законодательству Кыргызской Республики;

10) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по выборам депутатов кенешев и выносит по ним окончательное решение;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

 

16. Полномочия областных и районных территориальных избирательных комиссий по проведению выборов и кенеши

 

Областные и районные территориальные избирательные комиссии по проведению выборов в местные кенеши:

1) организуют подготовку и проведение выборов депутатов кенешев на своей территории;

2) образуют и направляют деятельность окружных и участковых избирательных комиссий;

3) организуют распределение денежных средств по территориальным избирательным округам;

4) контролируют обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают другие вопросы материально-технического обеспечения выборов, а также изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов кенешев в соответствии с установленной Центризбиркомом формой;

5) заслушивают сообщения окружных и участковых избирательных комиссий, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также органов общественных объединений по вопросам, связанных с подготовкой и проведением выборов;

6) областные комиссии получают от окружных комиссий сведения о регистрации кандидатов в депутаты, а также о результатах выборов в областные кенеши;

7) районные территориальные избирательные комиссии одновременно выполняют функции окружных комиссий: регистрируют выдвинутых кандидатов в депутаты, подводят результаты выборов по округам и передают эти сведения в Центризбирком;

8) обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов кенешев в соответствии с установленной Центризбиркомом формой;

9) подводят итоги выборов в целом по своей территории, публикуют в печати сообщения об итогах выборов на своей территории и список избранных депутатов;

10) рассматривают вопросы, связанные с проведением повторного голосования повторных выборов;

11) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий;

12) осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

 

17. Состав избирательных комиссий

 

Избирательные комиссии образуются в составе: областные и районные - председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6 членов; окружные - председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 4 членов.

Представители в состав избирательных комиссий выдвигаются трудовыми коллективами, общественными объединениями и собраниями избирателей по месту жительства.

 

18. Полномочия окружных избирательных комиссий

 

Окружные избирательные комиссии:

1) организуют подготовку и проведение выборов депутатов соответствующих кенешев;

2) образуют избирательные участки;

3) осуществляют контроль за исполнением настоящего Положения на территории округа и заслушивают сообщения участковых комиссий, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также органов общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

4) направляют деятельность участковых комиссий;

5) наблюдают за составлением списков избирателей участковыми комиссиями и представлением их для всеобщего ознакомления;

6) регистрируют выдвинутых кандидатов в депутаты и выдают им соответствующие удостоверения, обеспечивают издание листов с биографическими данными кандидатов;

7) регистрируют доверенных лиц кандидатов в депутаты и выдают им соответствующие удостоверения;

8) утверждают текст избирательных бюллетеней, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;

9) получают от соответствующих участковых комиссий протоколы л результатах голосования на избирательных участках;

10) распределяют денежные средства по участковым комиссиям, контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают другие вопросы материально-- технического обеспечения выборов;

11) публикуют сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты;

12) регистрируют избранных депутатов, выдают им удостоверения об избрании;

13) решают вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;

14) назначают выборы депутатов соответствующего кенеша вместо выбывших депутатов и обеспечивают их проведение;

15) обеспечивают порядок и сроки хранения избирательных документов, установленные Центризбиркомом;

16) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий;

17) осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

 

19. Участковые комиссии

 

Представители в состав участковой комиссии выдвигаются трудовыми коллективами, общественными объединениями и собраниями избирателей по месту жительства на срок полномочий территориальной избирательной комиссии.

 

20. Полномочия участковой комиссии

 

Участковая комиссия:

1) составляет списки избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей: принимает и рассматривает заявления о неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

3) принимает в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Положения, от избирателей: намеревающихся в день выборов отсутствовать по месту своего жительства, запечатанные в конверты их решения, обеспечивает тайну волеизъявления избирателей;

4) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков;

6) организует на избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов на избирательном участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосований, принимает по ним решения;

9) решает вопросы представительства трудовых коллективов, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, доверенных лиц, а также присутствия представителей средств массовой информации на избирательном участке;

10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

 

21. Организация работы комиссий по выборам депутатов районных и областных кенешев

 

Председатели, заместители председателей и секретари комиссий по выборам депутатов местных кенешев избираются на заседании соответствующей комиссии, о чем доводится до сведения избирателей. Заседания комиссия являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии.

Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии.

Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу. Протокол с особым мнением направляется для рассмотрения в вышестоящую комиссию.

Решения комиссии, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, учреждениями и организациями.

Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, также в суд.

Председатель или его заместитель либо один из членов комиссии по выборам депутатов кенешев освобождается на период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей на срок до 30 дней с сохранением заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Члены комиссии не вправе участвовать в агитации за или против кандидатов в депутаты.

Выдвижение и утверждение новых представителей в состав комиссий производится в порядке, установленном настоящим Положением.

 

22. Содействие комиссии по выборам депутатов районных и областных кенешев

 

Государственные органы и общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по выборам депутатов кенешев в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для работы сведения и материалы.

Комиссии по выборам депутатов кенешев имеют право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные органы и общественные объединения, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть обращение и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

 

23. Порядок обжалования решений комиссий по выборам депутатов в районные и областные кенеши

 

Решения комиссий по выборам депутатов кенешев могут быть обжалованы трудовыми коллективами, общественными объединениями, кандидатами в депутаты, их уполномоченными лицами и избирателями и вышестоящую комиссию в течение 10 дней после принятия решения.

Жалоба должна быть рассмотрена в течение 3 дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее 4 дней, незамедлительно.

Решение Центризбиркома является окончательным.

 

РАЗДЕЛ III СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

 

24. Составление списков избирателей

 

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия может привлекать членов трудовых коллективов и представителей общественности.

Местные государственные администрации и местные кенеши обеспечивают учет избирателей и передают участковым комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.

Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения частей, составляются на основании данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей, находящихся в местах лишения свободы, составляются на основе данных администрации учреждений мест лишения свободы.

Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

 

25. Порядок включения граждан в список избирателей

 

В список избирателей включаются все граждане Кыргызской Республики, проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.

Избирателям, которые после составления списков избирателей до дня выборов меняют постоянное место жительства, где они внесены в список избирателей, участковая комиссия выдает удостоверение избирателя и после внесения соответствующей записи исключает их из списка. Удостоверение избирателя уполномачивает его на внесение в список избирателей на избирательном участке по новому месту жительства.

Внесение в список производится соответствующей участковой комиссией.

Избиратели, проживающие на территории данного избирательного участка и по каким-либо причинам не внесенные в список, включаются в него по решению участковой комиссии на основании личного заявления избирателя по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.

Избиратель может быть включен только в один список избирателей.

 

26. Оглашение списков избирателей

 

Не менее чем за 15 дней до выборов участковая комиссия составляет списки избирателей. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии.

 

27. Право обжалования неточностей в списке избирателей

 

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указания данных об избирателе.

Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимое исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления.

Решение участковой комиссии может быть обжаловано в районной (городской) суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а жалобу, поступившую в день выборов, немедленно. Решение районного (городского) суда является окончательным.

Исправление в списке избирателей в списке избирателей в соответствии с решением суда производится участковой комиссией немедленно.

 

28. Обеспечение избирательного права граждан, отсутствующих в день выборов

 

Избиратели, которые по уважительным причинам не смогут участвовать в выборах непосредственно на участке, где они внесены в списки избирателей, в период после представления списков для всеобщего ознакомления и до дня выборов, имеют право по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, передать участковой комиссии запечатанное в конверт решение о своем выборе по отношению к баллотирующимся кандидатам в депутаты.

Запечатанный конверт в присутствии избирателя скрепляется печатью.

Участковая комиссия делает отметку об этом и несет ответственность за сохранность конверта.

 

 

РАЗДЕЛ VI ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ РАЙОННЫХ И ОБЛАСТНЫХ КЕНЕШЕВ

 

 

29. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты районных и областных кенешев

 

 Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 45 дней и заканчивается за 30 дней до выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты областных и районных кенешев от местных сообществ осуществляется представительными органами местного самоуправления на их сессиях при участии не менее половины членов предварительного органа.

Выдвижение кандидатов в депутаты областных и районных кенешев от общественных объединений, зарегистрированных в Министерстве юстиции, осуществляется их республиканскими, областными, районными, городскими органами. Заседания органов общественных объединений по выдвижению кандидатов в депутаты считаются правомочными, если на них присутствует более половины общего числа членов соответствующих органов общественных объединений.

Выдвижение кандидатов в депутаты производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов, на собраниях (пленумах, конференциях) общественных объединений, на собраниях избирателей по месту жительства, где обязательно участие членов окружных комиссий. Кандидаты в депутаты от трудовых коллективов выдвигаются на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций численностью не менее 50 человек.

Трудовые коллективы с недостаточным количеством избирателей могут по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией проводить собрание совместно с другими трудовыми коллективами.

Собрание по выдвижению кандидата в депутаты является правомочным, если на нем присутствует более половины членов трудовых коллективов, а на конференции - не менее двух третей делегатов.

Собрание избирателей по месту жительства по выдвижению кандидата в депутаты созывается по инициативе населения. Собрание правомочно, если на нем присутствовало не менее 50 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа.

Решение о выдвижении кандидатов в депутаты принимается на собрании открытым или тайным голосованием.

Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливаются собранием.

Собрание может выдвигать по округу одного кандидата в депутаты.

Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания либо большинство общего состава соответствующего органа общественного объединения.

О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол, который в трехдневный срок представляется в соответствующую избирательную комиссию.

О принятом решении сообщается лицу, выдвинутому кандидатом в депутаты, не позднее чем в двухдневный срок.

На собрании создаются условия для выдвижения неограниченного числа кандидатур. Каждый участник собрания имеет право вносить предложения о кандидатах в депутаты, участвовать в их обсуждении, поддерживать предлагаемые кандидатуры либо вносить предложения об их отводе.

Любой гражданин Кыргызской Республики, обладающий в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения избирательным правом, вправе объявить о выдвижении собственной кандидатуры в депутаты (независимый кандидат).

Независимый кандидат в депутаты должен собрать в свою поддержку в районный кенеш - 300 подписей, в областной кенеш - 400 подписей избирателей данного округа. Кандидаты в депутаты вносят денежный залог: выдвинутые в районный кенеш - в размере 2 минимальных ставок заработной платы; выдвинутые в областной кенеш - в размере 3 минимальных ставок заработной платы.

Денежный залог зачисляется на специальные счета областных и районных территориальных комиссий и возвращается кандидату в депутаты после проведения выборов, если за его кандидатуру проголосовало не менее 10 процентов избирателей данного округа.

 

30. Регистрация кандидатов в депутаты кенешев

 

Кандидаты в депутаты областных и районных кенешев регистрируются соответствующими территориальными избирательными комиссиями по представлении заявительных документов.

Каждый гражданин, выдвинутый кандидатом в депутаты, регистрируется только по одному избирательному округу. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за 25 дней до выборов.

О регистрации кандидатов в депутаты соответствующих избирательная комиссия составляет протокол, о чем в трехдневный срок сообщает в Центризбирком. Отказ в регистрации может быть в трехдневный срок обжалован в Центризбирком или в суд.

Кандидат в депутаты не может входить в состав Центризбиркома, а также в состав избирательных комиссий того избирательного округа, где он выдвинут кандидатом в депутаты. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.

Судьи и работники правоохранительных органов приостанавливают свои полномочия со дня регистрации их кандидатами в депутаты. В случае избрания их депутатами они освобождаются от занимаемых должностей.

Сообщение о регистрации кандидатом в депутаты публикуется соответствующей избирательной комиссией не позднее чем на четвертый день после регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места работы и занимаемой должности, места жительства каждого кандидата в депутаты.

 

31. Заявительные документы по выдвижению кандидатов

 

Кандидаты в депутаты, выдвинутые местными сообществами, трудовыми коллективами, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту жительства должны представить следующие заявительные документы:

1) протокол собрания (сессии, пленума, конференции) о выдвижении кандидатов по конкретным избирательным округам;

2) письменное согласие выдвинутого кандидата на избрание по конкретному избирательному округу. В письменном согласии также должно содержаться обязательство, в случае его избрания депутатом, о прекращении им деятельности, несовместной со статусом депутата;

 

Независимый кандидат должен представить следующие документы:

1) заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты по конкретному избирательному округу. В заявлении также должно содержаться обязательство, в случае его избрания депутатом, о прекращении им деятельности, несовместимой со статусом депутата;

2) подписной лист с подписями избирателей соответствующего избирательного округа, поддержавших это выдвижение, согласно пункта 29 настоящего Положения. В письменном согласии и в заявлении о самовыдвижении кандидата должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность и мест жительства кандидата в депутаты.

 

32. Отмена решения о выдвижении кандидата в депутаты. Снятие кандидатом своей кандидатуры

 

Местные сообщества, трудовые коллективы, общественные объединения и собрания избирателей по месту жительства, выдвинувшие своих кандидатов в депутаты, а также избиратели, поддержавшие независимого кандидата, имеют право в любое время, но не позднее 10 дней до выборов, отменить или отказаться от своего решения о выдвижении кандидата.

Решение принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и представляется в соответствующую территориальную комиссию.

Кандидат в депутаты в любое время, но не позднее 10 дней до выборов, может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты и о снятии кандидатом своей кандидатуры территориальная избирательная комиссия доводит до сведения избирателей.

Если в избирательном округе после окончания срока регистрации не остается ни одного кандидата, территориальная избирательная комиссия обращается к местным сообществам, общественным объединениям, трудовым коллективам и избирателям с просьбой выдвинуть новых кандидатов в депутаты.

Если в избирательном округе выбыли все кандидаты в депутаты за 10 дней до выборов, то выборы депутата по этому округу проводится в двухмесячный срок после общих выборов.

 

РАЗДЕЛ V ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ РАЙОННЫХ И ОБЛАСТНЫХ КЕНЕШЕВ

 

33. Право кандидатов в депутаты районных и областных кенешев участвовать в предвыборной кампании

 

Кандидаты в депутаты кенешев с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.

Кандидаты в депутаты имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио, объявлять свою предвыборную программу. Кандидаты в депутаты выступают с программой своей будущей деятельности.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, местные кенеши и местные государственные администрации обязаны оказывать кандидаты в депутаты содействие в организации встреч с избирателями, получении необходимых справочных и информационных материалов, за исключением информации, не подлежащей опубликованию.

 

34. Неприкосновенность кандидатов в депутаты кенешев

 

Кандидаты в депутаты кенеша, с момента регистрации и до окончания избирательной кампании не может быть уволен по инициативе администрации, привлечен к уголовной ответственности или арестован (кроме случаев, когда был застигнут на месте совершении преступления), а также подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия Центризбиркома.

 

35. Доверенные лица кандидата в депутаты

 

Кандидат в депутаты кенеша может иметь не более 5-х доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его депутатом, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, избирателями, членами общественных организаций, а также в комиссиях по выборам депутатов районных и областных кенешев.

Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в территориальную избирательную комиссию, а также несет персональную ответственность за их работу.

Территориальная избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения.

Доверенное лицо не может быть в составе Центризбиркома и ни в одной из комиссий по выборам в кенеши.

Доверенные лица ведут работу в округе на общественных началах.

 

 

РАЗДЕЛ VI ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

 

36. Основы предвыборной агитации

 

Местным сообществам, трудовым коллективам и общественным объединениям, выдвинувшим кандидатов, и доверенным лицам предоставляется право агитации за своих кандидатов.

Кандидат в депутаты допустивший лично или со стороны доверенных лиц запугивание избирателей, подкуп их деньгами, услугами или товарами, а также другие действия, противоречащие законодательству Кыргызской Республики, решением территориальной комиссии снимается с выборов и не включается в избирательный бюллетень.

Избирательная комиссия совместно с соответствующим местным кенешем и местной государственной администрацией обеспечивает предоставление оборудованных помещений для собраний и митингов, а также доступ к средствам массовой информации для ведения предвыборной агитации, организует проведение собраний и встреч кандидатов с избирателями.

О времени и месте проведения собраний избирателям сообщается заблаговременно.

 

37. Условия и порядок использования средств массовой информации

 

Кандидат в депутаты и их доверенным лицам предоставляется право бесплатного пользования государственными средствами массовой информации.

Конкретный объем и время радио - и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливается территориальными комиссиями по согласованию с руководителями радио и телевидения и распределяются с соблюдением принципа равенства кандидатов.

Кандидаты имеют право на бесплатное представление в газетах текста своей предвыборной программы в объеме, не превышающем машинописной страницы.

 

38. Запрещение предвыборной агитации в день выборов

 

Предвыборная агитация в день выборов запрещается. Средства наглядной агитации не могут находиться в помещении для голосования.

 

 

РАЗДЕЛ VII ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ

 

 

39. Избирательный бюллетень

 

В бюллетень включаются все зарегистрированные кандидаты в депутаты. В списках в алфавитном порядке указываются фамилия, имя, отчество и занимаемая должность каждого кандидата.

Избирательное бюллетени печатаются на кыргызском и русском языках.

Избирательное бюллетени доставляются в участковые комиссии в необходимом количестве в опечатанных пакетах за день до выборов. Участковые комиссии составляют протоколы о количестве полученных избирательных бюллетеней.

 

40. Время и место голосования

 

Выборы депутатов кенешев проводятся с 7 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов персональным извещением.

На избирательных участках, образованных в воинских частях, больницах, санаториях, отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

 

41. Организация голосования                        

 

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия.

В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии членов комиссии.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Бюллетени выдаются избирательной комиссией на основании списка избирателей соответствующего участка по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. В списке избирателей производится отметка о выдаче бюллетеней.

Участковая комиссия вносит избирателя, который прибыл для голосования с удостоверением, в список избирателей и выдает ему избирательные бюллетень. После удостоверения записи председателем и секретарем участковой комиссии удостоверение избирателя приобщается к списку избирателей.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по их просьбе поручает не менее чем двум членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей по отдельному списку с последующим внесением соответствующей записи в основной список.

 

42. Проведение голосования

 

Избирательные бюллетени заполняются голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней голосующим запрещается присутствие любого постороннего лица.

Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме члена избирательной комиссии.

Избиратель вычеркивает в бюллетене все фамилии кандидатов, против которых он голосует.

 

43. Подсчет голосов на избирательном участке

 

Вскрытие избирательных ящиков и запечатанных конвертов избирателей до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием избирательных ящиков все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой комиссией.

Избирательные ящики и запечатанные конверты, переданные избирателями участковой комиссии при перемене места пребывания, вскрываются участковой комиссией в присутствии всех ее членов после объявления председателем комиссии об окончании голосования.

При выборах депутатов районных и областных кенешев, подсчет голосов на избирательном участке производится отдельно по каждому кандидату в депутаты.

Участковая комиссия по основному списку избирателей и приложению к нему устанавливает общее число избирателей на участке, а также число избирателей, получивших бюллетени и передавших запечатанные конверты.

На основании бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках, и решений избирателей, содержащихся в заранее переданных участковой комиссии конвертах, по избирательному округу (в пределах данного избирательного участка) комиссия устанавливает% общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней и содержащихся в конвертах решений избирателей, признанных недействительным.

По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени и в решения, содержащихся в конвертах, голоса не подсчитываются.

Бюллетени, в которых вычеркнуты все фамилии, считаются действительными, но по ним голоса подсчитываются как поданные против каждого кандидата.

Признаются недействительными избирательные бюллетени неустановленного образца, а также бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой комиссией путем голосования.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол.

Протокол подписывается председателем, его заместителем, секретарем и членами комиссии, и пересылается в соответствующую комиссию в порядке, устанавливаемом Центризбиркомом.

 

 

РАЗДЕЛ VIII ПОРЯДОК ПОДВЕДЕНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ ИТОГОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ КЕНЕШЕВ

 

 

44. Установление результатов выборов по избирательному округу

 

На основании протоколов участковых комиссий соответствующая территориальная избирательная комиссия определяет: общее число избирателей по округу, число избирателей, получивших избирательные бюллетени и число избирателей, передавших запечатанные конверты; число избирателей принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней и содержащихся в запечатанных конвертах решений избирателей, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат в депутаты кенеша, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на отдельных избирательных участках в процессе голосования было допущено нарушение настоящего Положения, то по ним проводится повторное голосование. После его проведения подводятся итоги выборов по округу.

Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании соответствующей избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.

Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати соответствующей комиссией в сроки, установленные Центризбиркомом. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата; число недействительных бюллетеней; фамилия, имя, отчество, год рождения депутата, выдвинутого его общественного объединения, место работы и занимаемая должность, место жительства избранного депутата.

Выборы могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений настоящего Положения.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием кандидата в депутаты; если по округу зарегистрирован один кандидат.

 

45. Регистрация депутатов районных и областных кенешев

 

Территориальные избирательные комиссии на основании поступивших к ним документов регистрируют избранных депутатов районных и областных кенешев.

Территориальная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов имели место нарушения настоящего Положения, и отказать в регистрации депутатов местного кенеша.

 

46. Публикация итогов выборов депутатов кенешев

 

Сообщение об итогах выборов в список избранных депутатов районных и областных кенешев публикуются избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок после проведения выборов в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества депутата, выдвинувшего его общественного объединения, места работы и занимаемой должности, места жительства, избирательного округа, от которого он избран.

 

47. Удостоверение депутата кенеша

 

После признания местным кенешем полномочий избранного депутата, ему выдается удостоверение депутата кенеша.

 

 

РАЗДЕЛ IX ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ И ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ КЕНЕШЕВ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ ДЕПУТАТОВ

 

48. Повторное голосование

 

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов, и ни один из них не был избран, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов. Об этом решении соответствующая избирательная комиссия информирует избирателей округа.

Повторное голосование в избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Положения.

Избранным считается кандидат в депутаты соответствующего кенеша, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, если в выборах участвовало не менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.

 

49. Повторные выборы

 

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов, и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, территориальная избирательная комиссия проводит в избирательном округе повторные выборы.

При необходимости выборы проводятся территориальными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.

Повторные выборы проводится не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов. Кандидат в депутаты, не избранный в данном округе, не может баллотироваться при повторных выборах.

Образование избирательных комиссий, регистрация кандидатов в депутаты и другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Положением.

 

50. Признание полномочий депутата недействительными

 

Если после регистрации избранного депутата в территориальную избирательную комиссию поступили сведения о нарушении им в ходе подготовки и проведения выборов настоящего Положения, которые при проверке получили подтверждение, территориальная избирательная комиссия по согласованию с Центризбиркомом принимает решение о признании выборов по соответствующему избирательному округу и полномочий депутата недействительными.

 

51. Проведение выборов депутатов кенешев вместо выбывших

 

В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутатов, досрочного прекращения их полномочий по другим причинам, в соответствующих избирательных округах в двухмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы.

Выборы назначаются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются в соответствии с настоящим Положением.

 

 

РАЗДЕЛ Х ФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБРАЗЕЦ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЯЩИКА

 

 

52. Формы избирательных документов, образец избирательного ящика

 

Формы списка избирателей, протоколов избирательных комиссий, формы и цвет избирательных бюллетеней, образец избирательного ящика, а также форма удостоверения, выдаваемого соответствующей избирательной комиссией депутату, устанавливаются Центризбиркомом.

 

Hosted by uCoz