УКАЗ

 

ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Об утверждении положения "О выборах депутатов местных кенешей первичного уровня в Кыргызской Республике"

(В редакции Указа Президента КР от 4 февраля 1999 года № 28)

 

Утвердить Положение "О выборах депутатов местных кенешей первичного уровня в Кыргызской Республике", разработанное Комиссией по реформе местного самоуправления в Кыргызской Республике (прилагается).

 

Президент

Кыргызской Республики                                                                                      А. Акаев

 

гор. Бишкек, Дом Правительства

22 сентября 1994 г. УП N 247

 

Утверждено

Указом Президента

 Кыргызской Республики

от 22 сентября 1994 года УП N 247

 

(В редакции Указа Президента КР от 4 февраля 1999 года № 28)

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ ПЕРВИЧНОГО УРОВНЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основные принципы выборов

Выборы в органы местного самоуправления первичного уровня - кенеши аилов, поселков и городов, (в дальнейшем - местные кенеши) осуществляются на основе свободного, всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании в ходе прямых выборов. Депутаты местных кенешей избираются по одномандатным избирательным округам сроком на четыре года (слова «на четыре года» заменены «на пять лет» Указом Президента КР от 4 февраля 1999 года № 28).

Выборы в аильные кенеши проводятся в пределах существующих административно-территориальных границ сельских Советов, законодательно закрепленных Жогорку Кенешом Кыргызской Республики.

Проведение выборов в незаконно образованных новых аильных кенешах не допускается.

2. Всеобщее избирательное право

Право избирать в органы местного самоуправления имеют граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие на соответствующей территории и достигшие в день выборов 18 лет.

В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговорам суда в местах лишения свободы. Депутатом местного кенеша может быть гражданин Кыргызской Республики, достигший 18 лет.

Депутатом местного кенеша не могут быть избраны лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, а также лица, чья судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке.

Иные прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Кыргызской Республики в зависимости от происхождения, политических взглядов, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.

3. Равное избирательное право

Избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос. Избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

4. Тайное голосование

Избиратели голосуют лично и тайно. Контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

5. Прямые выборы

Депутаты местных кенешей избираются гражданами непосредственно.

6. Проведение выборов избирательными комиссиями

Проведение выборов депутатов местных кенешей обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей общественных объединений, трудовых коллективов и собраний избирателей по месту жительства.

7. Гласность при подготовке и проведении выборов

Подготовке и проведении выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно. Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе об образовании избирательных округов и участков, составе, месте нахождения и времени работы избирательных комиссий, о списках избирателей, результатах регистрации кандидатов в депутаты, результатах голосования и результатах выборов.

Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов в депутаты, биографические данные о зарегистрированных кандидатах и основные положения их предвыборных программ, результаты голосования по каждому кандидату и итоги выборов.

Кандидаты в депутаты и их доверенные лица, а также представители средств массовой информаций вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, при проведении голосования и подсчета голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу и подведении общих итогов выборов. Полномочия указанных лиц удостоверяются соответствующим документом. Об их намерении присутствовать на заседании избирательной комиссии в день выборов в помещениях для голосования должно быть сообщено в соответствующие избирательные комиссии не позднее чем за сутки до дня выборов или дня заседания комиссии. Вмешательство этих лиц в работу избирательных комиссий не допускается. Однако, они вправе с разрешения председателя соответствующей избирательной комиссии ставить вопросы и требовать их пояснения, обращать внимание членов комиссии и присутствующих на допущенные нарушения настоящего Положения, требовать занесения в протокол имеющих значение фактов и сведений.

Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов депутатов местных кенешей. Все участники подготовки и проведения выборов предоставляют представителям средств массовой информации, по их просьбе, соответствующие материалы и информацию.

8. Право выдвижения кандидатов в депутаты местных кенешей

Право выдвижения кандидатов в депутаты местных кенешей принадлежит общественным объединением (политическим партиям, профсоюзам и другим общественным движениям), зарегистрированным в установленном порядке Министерством юстиции, и их блокам, трудовым коллективам, а также собраниям избирателей по месту жительства. Любой гражданин Кыргызской Республики, обладающий в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения правом быть избранным в депутаты местного кенеша, имеет право на самовыдвижение кандидатом в депутаты.

9. Несовместимость статуса депутата местного кенеша с должностным положением

Судьи и работники правоохранительных органов не могут быть одновременно депутатами местного кенеша.

10. Финансирование выборов

Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в органы местного самоуправления, осуществляется из республиканского бюджета, местных бюджетов, а также из специализированных фондов, создаваемых при территориальных избирательных комиссиях под контролем Центральной избирательной комиссии по проведению референдума и выборам в Кыргызской Республики (в дальнейшем - Центризбирком) за счет добровольных взносов предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, предпринимателей и граждан. При этом расходы всех кандидатов по избирательному округу финансируются одинаково. Предприятия, учреждения и организации предоставляют безвозмездно или на возмездной основе в распоряжение избирательных комиссий помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения выборов. Избиратели не несут расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.

11. Ответственность за нарушение законодательства о выборах

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Кыргызской Республики права избирать и быть избранным в местные кенеши, а также члены территориальных избирательных комиссий, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Положения несут установленную законом ответственность. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие заведомо ложные сведения о кандидате в депутаты: лица, допустившие прямое или косвенное использование служебного положения в ходе подготовки и проведения выборов. Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии и государственные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в трехдневный срок, а поступившие в день выборов - немедленно.

РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ

12. Образование избирательных округов

Для организации и проведения выборов депутатов местных кенешей образуются избирательные округа:

- в Бишкекский городской кенеш - от 25 до 35 избирательных округов;

- в городские кенеши областного подчинения от 15 до 25 избирательных округов;

- в городские кенеши районного подчинения от 11 до 17 избирательных округов;

- поселковый кенеш и кенеш аила - от 9 до 15 избирательных округов.

В пределах норм, установленных настоящей статьей, число избирательных округов по выборам в каждый местный кенеш определяется соответствующим местным кенешем, исходя из численности избирателей и размеров территории данного кенеша. исходя из количества избирательных округов, определенного местным кенешем, соответствующая территориальная избирательная комиссия образует избирательные округа, как правило, с равной численностью избирателей. От каждого избирательного округа избирается один депутат местного кенеша. Списки избирательных округов с указанием их границ публикуются соответствующей избирательной комиссией, не менее чем за 25 дней до выборов.

13. Образование избирательных участков

Для проведения голосования и подсчета голосов территория округа делится на избирательные участки. Избирательные участки образуются также в воинских частях, больницах, санаториях и в местах лишения свободы. В отдельных труднодоступных районах также могут быть образованы избирательные участки, которые входят в избирательные округа по месту их нахождения.

Деление территории округа на избирательные участки, число и размер избирательных участков, устанавливаются соответственно городскими, поселковыми и аильными территориальными избирательными комиссиями по представлению соответствующего местного кенеша не менее чем за 25 дней до выборов.

Избирательные участки образуются с числом не менее 100 и не более 3000 избирателей. В исключительных случаях, связанных с отдаленностью и состоянием путей сообщения, затрудняющих голосование, территориальная избирательная комиссия вправе образовать участки с численностью менее 100 избирателей. Соответствующая территориальная избирательная комиссия после утверждения списка избирательных участков оповещает избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

14. Избирательные комиссии

Для проведения выборов депутатов местных кенешей образуются избирательные комиссии: - городские, поселковые и аильные территориальные комиссии по выборам депутатов местных кенешей (в дальнейшем - территориальные избирательные комиссии); - участковые комиссии по выборам депутатов местных кенешей (в дальнейшем - участковые комиссии). Городские, поселковые, аильные территориальные избирательные комиссии осуществляют одновременно функции окружных избирательных комиссий.

С целью координации деятельности территориальных избирательных комиссий, в областях образуются областные комиссии по проведению выборов в местные кенеши из числа представителей областного кенеша и облгосадминистрации, а также трудовых коллективов и общественных объединений. Аналогичные комиссии образуются в районах города Бишкека из представителей районных кенешей и райгосадминистраций, а также представителей трудовых коллективов и общественных объединений.

15. Полномочия Центральной комиссии по проведению референдума и выборам при проведении выборов депутатов местных кенешей (Центризбирком)

Центризбирком:

1) организует подготовку и проведение выборов депутатов местных кенешей;

2) образует Бишкекскую городскую территориальную избирательную комиссию, а также областные комиссии по проведению выборов в местные кенеши;

3) осуществляет на всей территории республики контроль за исполнением настоящего Положения, обеспечивает его единообразное применение;

4) направляет и контролирует деятельность избирательных комиссий, осуществляет методическое руководство работой этих комиссий дает рекомендации по организации их деятельности;

5) распоряжается средствами, выделенными государством на выборы; контролирует обеспечение комиссий по выборам депутатов местных кенешей помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

6) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам депутатов местных кенешей, списков избирателей, заявительных документов, удостоверений избирателей, протоколов заседаний комиссий, образцы избирательных документов;

7) на основании поступивших к ней протоколов территориальных избирательных комиссий подводит итоги выборов депутатов местных кенешей в целом по республике;

8) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, принимает решение, которым поручает территориальной избирательной комиссии провести в избирательном округе повторные выборы. При этом она может в решении указать на необходимость проведения выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе;

9) отменяет решения избирательных комиссий, если эти решения противоречат законодательству Кыргызской Республики;

10) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по выборам депутатов местных кенешей и выносит по ним окончательные решение;

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

16. Полномочия областных и районных в городе Бишкеке комиссий по проведению выборов в местные кенеши

Областные комиссии по проведению выборов в местные кенеши:

1) организуют подготовку и проведение выборов депутатов местных кенешей на своей территории;

2) направляют деятельность территориальных и участковых избирательных и комиссий;

3) организуют распределение денежных средств по территориальным избирательным округам;

4) контролируют обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают другие вопросы материально-технического обеспечения выборов, также обеспечение изготовлений избирательных бюллетеней по выборам местных кенешей в соответствии с установленной Центризбиркомом формой;

5) заслушивают сообщения территориальных и участковых избирательных комиссий, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также органов общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

6) получают от территориальных комиссий сведения о регистрации кандидатов в депутаты, а также о результатах выборов в местные кенеши по области;

7) подводят итоги выборов целом по области, публикуют в печати сообщения об итогах выборов на своей территории и список избранных депутатов;

8) рассматривают вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов; 9) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых избирательных комиссий;

10) осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Положением. Районные комиссии по проведению выборов города Бишкека выполняют аналогичные функции на своей территории.

17. Территориальные избирательные комиссии

Областными комиссиями за 25 дней до выборов образуются аильные, поселковые и городские территориальные избирательные комиссии в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 4 членов. Территориальная избирательная комиссия города Бишкека образуются Центризбиркомом в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6 членов в недельный срок после назначения выборов. Представители в состав территориальных избирательных комиссий выдвигаются трудовыми коллективами, общественными объединениями и собраниями избирателей по месту жительства.

18. Полномочия аильных, поселковых и городских территориальных избирательных комиссий

Аильные, поселковые и городские, территориальные избирательные комиссии:

1) организуют подготовку и проведение выборов депутатов соответствующих местных кенешей;

2) образуют избирательные округа и осуществляют полномочия окружных комиссий в соответствии с настоящим Положением;

3) осуществляют контроль за исполнением настоящего Положения на территории округа и заслушивают сообщения участковых комиссий, руководителей предприятий, учреждений и организаций, а также органов общественных объединений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов.

4) образуют и направляют деятельность участковых комиссий;

5) наблюдают за составлением списков избирателей участковыми комиссиями и представлением их для всеобщего ознакомления.

6) регистрируют выдвинутых кандидатов в депутаты и выдают им соответствующие удостоверения, обеспечивают издание листов с биографическими данными кандидатов;

7) регистрируют доверенных лиц кандидатов в депутаты и выдают им соответствующие удостоверения;

8) утверждают текст избирательных бюллетеней, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;

9) получают от соответствующих участковых комиссий протоколы о результатах голосования на избирательных участках;

10) распределяют денежные средства по участковым комиссиям, контролируют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

11) обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней по выборам депутатов местных кенешей в соответствии с установленной Центризбиркомом формой;

12) публикуют сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты соответствующих местных кенешей;

13) регистрируют избранных депутатов, выдают депутатам удостоверения об избрании;

14) решают вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;

15) назначают выборы депутатов соответствующего местного кенеша вместо выбывших депутатов и обеспечивают их проведение;

16) обеспечивают порядок и сроки хранения избирательных документов, установленные Центризбиркомом;

17) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий;

18) территориальные избирательные комиссии сообщают о результатах выборов депутатов местных кенешев на первом заседании кенешев;

19) осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

19. Участковые комиссии

Участковые комиссии образуются территориальной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя, секретаря и не менее 4 членов не позднее чем за 25 дней до выборов. Представители в состав участковой комиссии выдвигаются трудовыми коллективами, общественными объединениями и собраниями избирателей по месту жительства. Срок полномочий участковой комиссии заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий территориальной избирательной комиссии.

20. Полномочия участковой комиссии

Участковая комиссия:

1) составляет списки избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей по списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неправильностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

3) принимает в случаях, предусмотренных статьей 27 настоящего Положения, от избирателей, намеревающихся в день выборов отсутствовать по месту своего жительства, запечатанные в конверты их решения, обеспечивает тайну волеизъявления избирателей;

4) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков;

6) организует на избирательном участке голосование в день выборов;

7) производит подсчет голосов на избирательные участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосований, принимает по ним решения;

9) решает вопросы представительства трудовых коллективов, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, доверенных лиц, а также представителей средств массовой информации на избирательном участке;

10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.

21. Организация работы комиссий по выборам депутатов местных кенешей

Председатели, заместители председателей и секретари комиссий по выборам депутатов местных кенешей избираются на заседании соответствующей комиссии, о чем доводится до сведения избирателей. Заседания комиссий являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии.

Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу. Протокол с особым мнением направляется для рассмотрения в вышестоящую комиссию. Решения комиссии, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными соединениями, учреждениями и организациями. Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, также в суд.

Председатель или его заместитель либо один из членов комиссии по выборам депутатов местных кенешей освобождаются на период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей на срок до 30 дней с сохранением заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов. Члены комиссии не вправе участвовать в агитации за или против кандидатов в депутаты. Выдвижение и утверждение новых представителей в состав комиссий производится в порядке, установленном настоящим Положением.

22. Содействие комиссиям по выборам депутатов местных кенешей

Государственные органы и общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по выборам депутатов местных кенешей в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для работы сведения и материалы. Комиссии по выборам депутатов местных кенешей имеют право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в государственные органы и общественные объединения, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

23. Порядок обжалования решений комиссии по выборам депутатов местных кенешей

Решения комиссии по выборам депутатов местных кенешей могут быть обжалованы трудовыми коллективами, общественными объединениями, кандидатами в депутаты, их уполномоченными лицами и избирателями в вышестоящую комиссию в течение 10 дней после принятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 3 дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее 4 дней, незамедлительно. Решение Центризбиркома является окончательным.

РАЗДЕЛ III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

24. Составление список избирателей

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия может привлекать членов трудовых коллективов и представителей общественности.

Местные государственные администрации и сельские и поселковые кенеши обеспечивают учет избирателей и передают участковым комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления список избирателей. Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения частей, составляются на основании данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Списки избирателей, находящихся в местах лишения свободы, составляются на основе данных администрации учреждений мест лишения свободы. Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

25. Порядок включения граждан в список избирателей

В список избирателей включаются все граждане Кыргызской Республики, проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании. Избирателям, которые после составления списков избирателей до дня выборов меняют постоянное место жительство, где они внесены в список избирателей, участковая комиссия выдает удостоверение избирателя и после внесения соответствующей записи исключает их из списка.

Удостоверение избирателя уполномачивает его на внесение в список избирателей на избирательном участке по новому месту жительства. Внесение в список производится соответствующей участковой комиссией. Избиратели, проживающие на территории данного избирательного участка и по каким-либо причинам пропущенные в списке, включаются в него по решению участковой комиссии на основании личного заявления избирателя по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина. Избиратель может быть включен только в один список избирателей.

26. Оглашение списков избирателей

Не менее чем за 15 дней до выборов участковая комиссия составляет списки избирателей. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии.

27. Право на обжалование неправильностей в списке избирателей

Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе. Заявление о неправильности в списке чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в районный (городской) суд, который создан рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а жалобу, поступившую в день выборов, немедленно. Решение районного (городского) суда является окончательным. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится участковой комиссией немедленно.

28. Обеспечение избирательного права граждан, отсутствующих в день выборов

Избиратели, которые по уважительным причинам не смогут участвовать в выборах непосредственно на участке, где они внесены в списки избирателей, в период после представления списков для всеобщего ознакомления и до дня выборов, имеют право по предъявлению паспорта или иного удостоверения личности передать участковой комиссии запечатанное в конверт решение о своем выборе по отношению к баллотирующимся кандидатам в депутаты. Запечатанный конверт в присутствии избирателя скрепляют печатью. Об этом участковая комиссия делает отметку и несет ответственность за сохранность конверта.

РАЗДЕЛ IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ

29. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты местных кенешей

Выдвижение кандидатов в депутаты местных кенешей начинается со дня образования территориальных комиссий и заканчивается за 15 дней до выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты в аильные, поселковые и городские кенеши от общественных объединений, зарегистрированных в Министерстве юстиции, осуществляется их республиканскими, областными, районными, городскими органами. Заседание органов общественных объединений по выдвижению кандидатов в депутаты считаются правомочными, если на них присутствуют более половины общего числа членов соответствующих органов общественных объединений.

Выдвижение кандидатов в депутаты производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов, на собраниях (пленумах, конференциях) общественных объединений, на собраниях избирателей по месту жительства, где обязательно участие членов территориальных комиссий. Кандидаты в депутаты от трудовых коллективов городов областного подчинения и города Бишкек выдвигаются на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций численностью не менее 50 человек. Трудовые коллективы с недостаточным количеством избирателей могут по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией проводить собрание совместно с другими трудовыми коллективами. Собрание по выдвижению кандидата в депутаты являются правомочным, если на нем присутствует более половины членов трудовых коллективов, а на конференции - не менее двух третей делегатов.

Собрание трудовых коллективов в городах районного подчинения, поселках и селах по выдвижению кандидата в депутаты правомочно, если на нем присутствует не менее 50 работников данного предприятия.

Собрание избирателей по месту жительства по выдвижению кандидата в депутаты созывается по инициативе населения. Собрание правомочно, если на нем присутствовало не менее 50 избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты принимается на собрании открытым или тайным голосованием. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливаются собранием. Собрание может выдвигать по округу одного кандидата в депутаты. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания либо большинство общего состава соответствующего органа общественного объединения. О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол, который в трехдневный срок представляется в соответствующую избирательную комиссию. О принятом решении сообщается лицу, выдвинутому кандидатом в депутаты не позднее чем в двухдневный срок. На собрании создаются условия для выдвижения неограниченного числа кандидатур. Каждый участник собрания имеет право вносить предложения о кандидатах в депутаты, участвовать в их обсуждений, поддерживать предлагаемый кандидатуры либо вносить предложения об их отводе.

Любой гражданин Кыргызской Республики, обладающий в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения пассивным избирательным правом, вправе объявить о выдвижении собственной кандидатуры в депутаты (независимый кандидат). Независимый кандидат в депутаты должен собрать в свою поддержку подписи в областных центрах и в городе Бишкеке - 300, в других городах - 150, поселках и селах - 100 подписей избирателей данного округа.

30. Регистрация кандидатов в депутаты местных кенешей

Кандидаты в депутаты аильного, поселкового и городского кенешей регистрируются соответствующими территориальными избирательными комиссиями по представлению заявительных документов.

Каждый гражданин, выдвинутый кандидатом в депутаты регистрируется только по одному избирательному округу.

Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за 10 дней до выборов. О регистрации кандидатов в депутаты соответствующая избирательная комиссия составляет протокол, о чем сообщается в трехдневный срок в Центризбирком. Отказ в регистрации может быть обжалован в трехдневный срок в в Центризбирком или в суд. Кандидат в депутаты не может входить в состав Центризбиркома, а также в состав избирательных комиссий того избирательного округа, где он выдвинут кандидатом в депутаты.

Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты. Судьи и работники правоохранительных органов приостанавливает свои полномочия со дня регистрации их кандидатами в депутаты. В случае избрания их депутатами, они освобождаются от занимаемых должностей. Сообщение о регистрации кандидатом в депутаты публикуется соответствующей избирательной комиссией не позднее чем на четвертый день после регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места работы и занимаемой должности, места жительства каждого кандидата в депутаты.

31. Заявительные документы по выдвижении кандидатов

Трудовые коллективы, общественные объединения, выдвинутый собранием избирателей по месту жительства кандидат в депутаты должны представить следующие заявительные документы:

1) протокол собрания (пленума, конференции) о выдвижении кандидатов по конкретным избирательным округам;

2) письменное согласие выдвинутого кандидата на избрание по конкретному избирательному округу. В письменном согласии должно содержаться обязательства кандидата о прекращении им в случае его избрания депутатов несовместимой со статусом депутата деятельности.

Независимый кандидат, изъявивший желание быть кандидатом в депутаты, должен представить следующие документы:

1) заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты по конкретному избирательному округу, В заявлении должно содержаться обязательство кандидата о прекращении им в случае его избрания депутатом несовместимой со статусом депутата деятельности.

2) подписной лист с подписями избирателей соответствующего избирательного округа, поддержавших это выдвижение согласно пункта 29 настоящего Положения. В письменном согласии и в заявлении о самовыдвижении кандидата должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата в депутаты.

32. Отмена о выдвижении кандидата в депутаты. Снятие кандидатом своей кандидатуры

Трудовые коллективы, общественные объединения и собрания избирателей по месту жительства, выдвинувшие своих кандидатов в депутаты, а также избиратели, поддержавшие независимого кандидата, имеют право в любое время, но не позднее 7 дней до выборов отменить или отказаться от своего решения о выдвижении кандидата? Решение принимается в порядке, предусмотренном для выдвижения кандидатов в депутаты, и предоставляется в соответствующую территориальную комиссию.

Кандидат в депутаты в любое время, но не позднее 7 дней до выборов, может снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты и о снятии кандидатом своей кандидатуры территориальная избирательная комиссия доводит до сведения избирателей.

Если в избирательном округе после окончания срока регистрации не остается ни одного кандидата, территориальная избирательная комиссия обращается к общественным объединениям, трудовым коллективам и избирателям с просьбой выдвинуть новых кандидатов в депутаты.

Если, в избирательном округе выбыли все кандидаты в депутаты за 7 дней до выборов, то выборы депутата по этому округу проводятся в двухмесячный срок после общих выборов.

 

РАЗДЕЛ V ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ

33. Право кандидатов в депутаты местных кенешей участвовать в предвыборной компании

Кандидаты в депутаты местных кенешей с момента их выдвижения участвуют в предвыборной компании на равных основаниях. Кандидаты в депутаты имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, совещаниях, заседаниях, в печати, по телевидению, радио, объявлять свою предвыборную программу. Кандидаты в депутаты выступают с программой своей будущей деятельности.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, местные кенеши и местные государственные администрации обязаны оказывать кандидатам в депутаты содействие в организации встреч с избирателями, получении необходимых справочных и информационных материалов, за исключением информации, не подлежащей опубликованию. За кандидатами в депутаты, на период предвыборной компании сохраняется заработная плата по месту работы.

34. Неприкосновенность кандидатов в депутаты местных кенешей

Кандидат в депутаты местного кенеша во время избирательной кампании не может быть уволен по инициативе администрации, привлечен к уголовной ответственности или арестован кроме случаев, когда был застигнут на месте совершения преступления, а также подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия Центризбиркома.

35. Доверенные лица кандидата в депутаты

Кандидат в депутаты местного кенеша может иметь не более 3-х доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание его депутатом, представляют его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, избирателями, членами общественных организаций, а также в комиссиях по выборам депутатов местных кенешей.

Кандидат в депутаты определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них для регистрации в территориальную избирательную комиссию, а также несет персональную ответственность за их работу. Территориальная избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Доверенное лицо не может быть в составе Центризбиркома и ни в одной из комиссии по выборам депутатов местных кенешей округа. Доверенное лица ведут работу в округе на общественных началах.

РАЗДЕЛ VI ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

36. Основы предвыборной агитации

Трудовым коллективам и общественным объединениям выдвинувшим кандидатов в депутаты, и доверенным лицам предоставляется право агитации за своих кандидатов. Кандидат в депутаты, допустивший лично или со стороны доверенных лиц запугивание избирателей, подкуп их деньгами, услугами или товарами, а также другие действия, противоречащие законодательству Кыргызской Республики, решением территориальной комиссии снимается с выборов и не включается в избирательный бюллетень. Избирательная комиссия совместно с соответствующим местным кенешем и местной государственной администрацией обеспечивает предоставление оборудованных помещений для собраний и митингов, а также доступ к средствам массовой информации для ведения предвыборной агитации, организует проведение собраний и встреч кандидатов с избирателями. О времени и месте проведения собраний сообщается избиратели заблаговременно.

37. Условия и порядок использования средств массовой информации

Кандидатам в депутаты и их доверенным лицам предоставляется право бесплатного пользования государственными средствами массовой информации. Конкретный объем и время радио и телепередач, предназначенных для предвыборной агитации, устанавливаются территориальными комиссиями по согласованию с руководителями радио и телевидения и распределяются с соблюдением принципа равенства между кандидатами. Кандидаты имеют право на бесплатные предоставление, в газетах текста своей предвыборной программы в объеме, не превышающей машинописную страницу.

38. Запрещение предвыборной агитации в день выборов

Предвыборная агитация в день выборов запрещается. Средства наглядной агитации не могут находиться в помещении для голосования.

РАЗДЕЛ VII ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ

39. Избирательный бюллетень

В бюллетень включаются все зарегистрированные кандидаты в депутаты. Внутри списков в алфавитном порядке указываются фамилия, имя, отчество и занимаемая должность каждого кандидата. Избирательные бюллетени печатаются на кыргызском и русском языках.

Избирательные бюллетени поставляются в необходимом количестве в опечатанных пакетах за день до выборов в участковые комиссии.

Участковые комиссии составляют протоколы о количестве полученных избирательных бюллетеней.

40. Время и место голосования

Выборы депутатов местных кенешей проводятся с 7 по 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов персональным извещением.

На избирательных участках, образованных в воинских частях, в больницах, санаториях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

41. Организация голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабинеты или комнаты для тайного голосования. Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядке несет участковая комиссия.

В день выборов перед началом голосования избирательные ящики проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии членов комиссии. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Бюллетени выдаются избирательной комиссией на основании списка избирателей соответствующего участка по предъявления паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина. О выдаче бюллетеней в списке избирателей производится отметка. Избирателя, который прибыл для голосования с удостоверением, участковая комиссия вносит в список избирателей и выдает ему избирательный бюллетень. Запись удостоверяется председателем и секретарем участковой комиссии, удостоверение избирателя приобщается к списку избирателей.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по их просьбе поручает не менее тем двум членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей по отдельному списку с последующим внесением соответствующей записи в основной список.

42. Проведение голосования

Избирательные бюллетени заполняются голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было кроме голосующего. Избиратель не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо, по своему усмотрению, кроме члена избирательной комиссии. Избиратель вычеркивает в бюллетене все фамилии кандидатов, против которых он голосует.

43. Подсчет голосов на избирательном участке

Вскрытие избирательных ящиков и запечатанных конвертов избирателей до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием избирательных ящиков все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой комиссией. Избирательные ящики и запечатанные конверты, переданные избирателями участковой комиссии при перемене места пребывания, вскрываются участковой комиссией в присутствии всех ее членов после объявления председателем комиссии об окончании голосования. При выборах депутатов местных кенешей подсчет голосов на избирательном участке производится отдельно по каждому кандидату в депутаты.

Участковая комиссия по основному списку избирателей и приложению к нему устанавливает общее число избирателей на участке, а также число избирателей, получивших бюллетени и передавших запечатанные конверты. На основании бюллетеней, находившихся в избирательных ящиках, и решения избирателей содержащихся в заранее переданных участковой комиссии конвертах, по избирательному округу (в пределах данного избирательного участка) комиссия устанавливает: общее число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за" и число голосов поданных "против" каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней и содержащихся в конвертах решений избирателей; признанных недействительными. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в бюллетени и в решения, содержащиеся в конвертах, голоса не подсчитываются. Бюллетени, в которых вычеркнуты все фамилии, считаются действительными, но по ним голоса подсчитываются как поданные против каждого кандидата. Признаются недействительными избирательные бюллетени неустановленного образца, а также бюллетени, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня вопрос разрешается участковой комиссией путем голосования. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии и пересылается в соответствующую комиссию в порядке, устанавливаемом Центризбиркомом.

РАЗДЕЛ VIII ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЯ ИТОГОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ

44. Установление результатов выборов по избирательному округу

На основании протоколов участковых комиссий соответствующая территориальная избирательная комиссия определяет: общее число избирателей по округу, число избирателей, получивших избирательные бюллетени и число избирателей, передавших запечатанные конверты; число избирателей принявших участие в голосовании; число голосов, поданных "за" и число голосов поданных "против" каждого кандидата в депутаты; число бюллетеней и содержащихся в запечатанных конвертах решений избирателей, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат в депутаты местного кенеша, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если на отдельных избирательных участках в процессе голосования было допущено нарушение настоящего Положения, то по ним проводится повторное голосование. После его проведения подводятся итоги выборов по округу.

Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании соответствующей избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати соответствующей комиссией в сроки, установленные Центризбиркомом. В сообщении указывается общее число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов поданных "за" и число поданных "против" каждого кандидата; число недействительных бюллетеней; фамилия, имя, отчество, год рождения, от какого общественного объединения выдвинут, место работы и занимаемая должность, место жительства избранного депутата.

Выборы могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений настоящего Положения. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием кандидата в депутаты, если по округу зарегистрирован один кандидат.

45. Регистрация депутатов местных кенешей

Территориальные избирательные комиссии на основании поступивших к ним документов регистрируют избранных депутатов местных кенешей. Территориальная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов либо определении результатов выборов имели место нарушения настоящего Положения, и отказать в регистрации депутата местного кенеша.

46. Опубликование итогов выборов депутатов местных кенешей

Сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов местных кенешей дается избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок после проведения выборов в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, от какого общественного объединения выдвинут, места работы и занимаемой должности, места жительства избранного депутата, избирательного округа, от которого он избран.

47. Удостоверение депутата местного кенеша

После признания местным кенешем полномочий избранных депутатов, выдается удостоверение депутата местного кенеша.

РАЗДЕЛ IX ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ И ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ КЕНЕШЕЙ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ ДЕПУТАТОВ

48. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в депутаты местных кенешей и ни один из них не был избран, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наиболее число голосов. Об этом решении соответствующая избирательная комиссия информирует избирателей округа. Повторное голосование в избирательном округе проводится не позднее чем в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Положения. Избранным считается кандидат в депутаты соответствующего кенеша, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей.

49. Повторные выборы

Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты местных кенешей и ни один из них не был избран либо выборы по избирательному округу были признаны несостоявшимися или недействительными, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, территориальная избирательная комиссия проводит в избирательном округе повторные выборы. При необходимости выборы проводятся территориальными и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после общих выборов. Кандидат в депутаты, не избранный в данном округе, не может баллотироваться при повторных выборах. Образование избирательных комиссий, регистрация кандидатов в депутаты и другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Положением.

50. Признание полномочий депутата недействительными

Если после регистрации избранного депутата в территориальную избирательную комиссию поступили сведения о нарушении им в ходе подготовки и проведения выборов настоящего Положения, которые при проверке получили подтверждение, территориальная избирательная комиссия по согласованию с Центризбиркомом принимает решение о признании выборов по соответствующему избирательному округу и полномочий депутата недействительными.

Статья 51. Проведение выборов депутатов местных кенешей вместо выбывших

В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам, в соответствующих избирательных округах в двухмесячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются территориальной избирательной комиссией непозднее чем за два месяца до их проведения и организуются в соответствии с настоящим Положением.

РАЗДЕЛ Х ФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОБРАЗЕЦ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЯЩИКА

Статья 52. Формы избирательных документов, образец избирательного ящика

Формы списка избирателей, избирательных комиссий, формы и цвет избирательных бюллетеней, образец избирательного ящика, а также форма удостоверения, выдаваемого соответствующей избирательной комиссией депутату, устанавливается Центризбиркомом по проведению референдумов и выборам Кыргызской Республики.

 

Hosted by uCoz