утратил силу Указом
Президента Кыргызской Республики
от 18 ноября 2002 года № 318
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об утверждении Положения
"Об основах организации местного
самоуправления в Кыргызской
Республике"
(В редакции Указов
Президента КР УП N 318 от 9 декабря 1994 года,
25 сентября 1999 года УП N 241)
Утвердить Положение "Об
основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике",
разработанное Комиссией по реформе местного самоуправления в Кыргызской
Республике (прилагается).
Кыргызской Республики А.Акаев
гор.
Бишкек, Дом Правительства
22
сентября 1994 года N УП-246
Утверждено
Кыргызской Республики
от 22 сентября 1994 года N
УП-246
(В редакции Указов
Президента КР УП N 318 от 9 декабря 1994 года,
25 сентября 1999 года УП N
241)
об основах организации
местного самоуправления
в Кыргызской Республике
1. Местное самоуправление в
Кыргызской Республике
1.1. Местное самоуправление
в Кыргызской Республике - система организации деятельности населения для
самостоятельного, инициативного и под свои ответственность решения вопросов
местного значения в пределах, определенных законодательством.
1.2. Местное самоуправление является демократической формой осуществления принадлежащей народу власти, составляет одну из основ конституционного строя Кыргызской Республики и действует наряду с государственной властью.
1.3. Местное самоуправление
осуществляется от имени населения соответствующей территории (местного сообщества) путем самостоятельного
регулирования своими решениями вопросов местной жизни и ее устройства на основании законов и других
актов государства.
1.4. Местное самоуправление
основывается на принципах самообеспечения, самофинансирования и
саморегулирования.
2. Местные сообщества
2.1. Местное сообщество составляет население, постоянно проживающее на территории аильного (сельского), поселкового и городского кенешей, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения через свои представительные и другие органы.
2.2. Членом местного сообщества является гражданин Кыргызской
Республики, постоянно проживающий на
территории местного сообщества и связанный с ним взаимными обязательствами.
Гражданин Кыргызской
Республики, не проживающий на территории местного сообщества, но имеющий на
данной территории на праве бюджет и заявивший о желании участвовать в делах
местного сообщества, может быть
его членом.
2.3. Местные сообщества в
лице их местных кенешей являются
первичным уровнем местного самоуправления в Кыргызской Республике.
3. Объединения местных сообществ
Районы и области Кыргызской Республики являются
территориальными объединениями местных сообществ.
4. Принципы организации и система местного
самоуправления
4.1. Местное самоуправление
осуществляется через представительные органы местного сообщества и их исполнительный
аппарат, а также непосредственно - путем проведения местных референдумов,
сходов (собраний), конференций жителей ив других формах на основе
законодательства.
4.2. Представительные органы местного сообщества - аильные (сельские), поселковые и городские кенеши первичного уровня состоят из депутатов, избираемых населением непосредственно, путем прямого и тайного голосования.
4.3. Утратил силу
Указом Президента Кыргызской Республики от 9 декабря 1994 года УП-318
4.4. На части территории
местного сообщества по месту жительства: в аиле (селе), микрорайоне, квартале и т.п., может быть
организовано общественное самоуправление - советы, комитеты, собрания и иные формы общественного самоуправления,
порядок деятельности которых определяется соответствующими кенешами местных
сообществ.
4.5. Аилы (села),
находящиеся в составе существующих аильных (сельских) кенешей, границы которых закреплены
законодательством, не имеют право
самостоятельно отделяться от него и образовывать свои самостоятельные органы
самоуправления.
5. Правовая основа местного
самоуправления
5.1. Местное самоуправление
осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, принятым на
ее основе законодательством.
5.2. Местное самоуправление
в городе Бишкеке осуществляется на основе
закона, определяющего статус города Бишкека.
6. Основные начала местного
самоуправления
Основными началами местного
самоуправления являются:
самостоятельность местного
самоуправления при решении вопросов местного значения;
выбор местными сообществами
и их объединениями формы организации местного самоуправления на основе
законодательства;
государственные гарантии и
защита права населения на местное самоуправление;
обособленность органов
местного самоуправления от государственной власти;
взаимодействие местного
самоуправления с государственной властью;
деятельность местного
самоуправления на основе собственных материальных и финансовых ресурсов;
открытость и гласность в
работе органов самоуправления;
широкая взаимосвязь с населением
и избирателями, общественными объединениями и организациями.
7. Вопросы, относящиеся к
ведении местного самоуправления
7.1. Основными вопросами
местного значения, относящиеся в соответствии с законодательством к введению
местного самоуправления, являются:
- рациональное использование
земель местного сообщества;
- комплексное
социально-экономическое развитие территорий местных сообществ и их объединений;
- жилищно-коммунальное
хозяйство и благоустройство территорий;
- коммунальный транспорт и дороги;
- бытовое и торговое
обслуживание;
- дошкольное, школьное и
профессиональное образование в соответствии с государственными образовательными
стандартами;
- сохранение и развитие исторических и культурных
традиций населения местного сообщества;
- развитие финансовой
культуры, спорта и туризма;
- охрана общественного
порядка;
- охрана окружающей
природной среды;
- регистрация юридических и
физических лиц, занимающихся всеми видами предпринимательской деятельности на территории местного
сообщества.
7.2. К ведению местного
самоуправления относятся также и другие вопросы, переданные им на договорное
основе.
8. Взаимодействие органов
местного самоуправления и государственной власти
8.1.Формами взаимодействия
органов местного самоуправления и государственной власти являются:
принятие законов Кыргызской
Республики и иных нормативных правовых актов по вопросам местного
самоуправления;
дача согласия
представительными органами местного самоуправления городов, районов, областей и
города Бишкека на назначение глав соответствующих местных государственных
администраций и выражение недоверия главе местной государственной администрации
соответствующей территориальной единицы в соответствии с Конституцией
Кыргызской Республики;
наделение местных сообществ
и их объединений дополнительными полномочиями по решению вопросов местного
значения;
заключение органами местных
сообществ и их объединений соглашений и договоров с государственными органами.
8.2. Органы государственной власти
обеспечивают создание необходимых условий для становления и развития
местного самоуправления и оказывают
содействие местному самоуправлению в осуществлении его полномочий.
9. Язык, используемый в
местное самоуправлении
Представительные и другие
органы местных сообществ и их объединения
используют в качестве официального языка, наряду с кыргызским, язык
большинства населения местного сообщества.
10. Местный референдум
10.1. По наиболее важным
вопросам местного значения может проводиться местный референдум за счет средств
местного бюджета.
10.2. Порядок назначения и
проведения местного референдума определяется Законом Кыргызской Республики
"О референдуме".
11. Организация деятельности
аильных, поселковых и городских кенешей
11.1. Основной организационно-правовой
формой работы местных кенешей являются сессии, которые созываются по мере
необходимости, но не реже двух раз в год.
11.2. Первая сессия вновь избранного кенеше созывается
председателем кенеше предыдущего созыва не позднее чем в трехнедельный срок
после окончания выборов местных кенешей.
11.3. Сессия местного кенеша
правомочна при наличии не менее двух третий от общего числа депутатов.
11.4. Первую сессию местного
кенеша открывает председатель или заместитель соответствующей территориальной
избирательной комиссии с информацией об итогах выборов.
11.5. Решение кенеша
принимается большинством голосов от общего числа кенеша, если иное не
предусмотрено законодательством или регламентом местного кенеша.
11.6. На первой сессии
местного кенеша тайным или открытым голосованием избираются председатель, его
заместители и секретарь местного кенеша. Кандидатуру председателя местного
кенеша предлагает глава районной, городской государственной администраций.
12. Глава местного
самоуправления
12.1. Председатель аильного
(сельского), поселкового и городского кенешей является главой соответствующего
местного самоуправления.
12.2. Председатели аильных и поселковых кенешей одновременно выполняют функции местной государственной администрации.
12.3. По решению аильных (сельских) кенешей, в аилах (селах), находящихся на их территориях, по согласованию с жителями могут назначаться аильные старосты (аил башчысы), которым передается часть функций местного кенеша и его председателя.
13. Исполнительные аппараты
органов местного самоуправления
13.1. Рабочие аппараты
органов местного самоуправления
в аилах (селах), поселках и городах возглавляет глава соответствующего местного
самоуправления.
13.2. Исполнительный аппарат
формируется главой местного
самоуправления на основе решения сессии кенеша.
13.3. Утратил силу Указом
Президента Кыргызской Республики от 25 сентября 1999 года УП N 241.
14. Акты органов местного
самоуправления
14.1. Органы местного
самоуправления по вопросам своего ведения принимают нормативные акты - решения,
постановления и распоряжения.
14.2. Акты органов местного
самоуправления, изданные в пределах их полномочий, не нуждаются в
утверждении какими-либо государственными органами.
14.3. Порядок принятия и реализации нормативных актов
местного кенеша, а также другие вопросы организационной деятельности
определяются его регламентом.
15. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления
15.1. Правовой статус депутата аильного (сельского), поселкового и городского кенешей, а также правовое положение депутатов местных кенешей, избранных в районные и областные органы самоуправления, определяются законодательством.
16. Несовместимость
государственного должностного положения с должностным положением в органах
местного самоуправления
В случае избрания главы
местной государственной администрации председателем органа местного
самоуправления города, района и области, он освобождается от занимаемой
должности.
17. Экономическая основа
местного самоуправления
17.1. Экономическую основу
местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды,
леса, растительный и животный мир), находящиеся в границах территории местного
сообщества, движимое и недвижимое имущество, входящее в состав коммунальной
собственности, средства местного бюджета, государственная собственность,
переданная местному сообществу или
объединениям местных сообществ для удовлетворения государственных
местных потребностей.
Управление ими осуществляется на основании
законодательства.
17.2. Органы местного
самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают от
пользователей плату (в том числе в продажи других товаров местного
производства, находящихся на территории местного сообщества.
18. Коммунальная
собственность
18.1. Коммунальной
собственностью местного самоуправления является имущество, находящееся на праве
собственности местного сообщества и объединения местных сообществ в
соответствии с законодательством.
18.2. В коммунальной собственности может находиться любое
имущество, необходимое для обеспечения местного самоуправления.
18.3. Имущество, находящееся
в коммунальной собственности может закрепляться на основе гражданского
законодательства за коммунальными предприятиями и учреждениями соответственно
на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
18.4. Средства,
незакрепленные за коммунальными предприятиями и учреждениями, составляют
имущество органа местного самоуправления.
18.5. Распоряжение и
управление коммунальным имуществом
осуществляет орган местного самоуправления.
19. Внешнеэкономическая
деятельность
Органы местного
самоуправления в установленном законом порядке, вправе самостоятельно
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах местного сообщества
или объединения местных сообществ в соответствии с законодательством.
20. Взаимоотношения местного сообщества и объединения местных сообществ с субъектами хозяйственной деятельности, находящимися на их территории
20.1. Органы и должностные
лица местного самоуправления строят отношения с субъектами хозяйственной деятельности, не входящими в местное сообщество или объединения местных сообществ, на
договорной основе.
20.2. Создание и
преобразование субъектов хозяйственной деятельности, находящихся на территории
местного сообщества или объединения местных сообществ, не вправе осуществляться
без согласования с соответствующими органами или должностными лицами местного
самоуправления.
21. Финансовая основа
местного самоуправления
21.1. Финансовую основу
местного самоуправления составляют закрепленные на основе закона на местным
сообществом и их объединениями источники доходов, поступающих в местный бюджет,
разовые кредитные и иные финансовые ресурсы.
21.2. Органы местного
самоуправления вправе устанавливать местные налоги, сборы, пошлины, штрафы и
иные платежи, являющиеся дополнительными источниками финансовых поступлений,
если их привлечение не противоречит законодательству.
22. Местные бюджеты
22.1. Местные сообщества и
объединения местных сообществ имеют свои бюджеты.
22.2. Утверждение бюджета и
контроль за его исполнением осуществляются представительными органами местного
самоуправления.
23. Финансовые гарантии обеспечения минимальных государственных социальных стандартов
23.1. Органы местного
самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей
населения не ниже минимальных социальных стандартов, установленных органами
государственной власти Кыргызской Республики и несут ответственность за их
соблюдением перед местными сообществами и их объединениями.
23.2. В случаях,
предусмотренных законом, когда минимальные государственные социальные стандарты
не могут быть обеспечены закрепленными за местными бюджетами доходными
источниками, органы государственной власти вправе передать органам местного
самоуправления иные доходные источники,
отнесенные законодательством к доходам республиканского бюджета.
24. Основные социальные вопросы, решаемые местным самоуправлением
24.1. Органы местного самоуправления осуществляют
адресную социальную защиту населения, социальную поддержку малообеспеченных
семей.
24.2. Органы местного
самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для
осуществления права на жилище, принимают меры по оказанию бесплатной медицинской помощи в местных учреждениях здравоохранения
за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других
поступлений, обеспечивают общедоступность и бесплатность общего и среднего
профессионального образования в местных образовательных учреждениях.
25. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
25.1. Представительные
органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед
соответствующим местным сообществом и их объединениями, а также перед государством.
25.2. Ответственность перед
местным сообществом или перед объединениями местных сообществ наступает в
случаях утраты органами и должностными лицами местного самоуправления доверия
со стороны населения.
25.3. Ответственность перед
государством наступает в случаях
нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления
Конституции и законов Кыргызской Республики.
26. Обжалование в суд
решений и действий органов местного самоуправления и разрешение споров
26.1. Решения и действия
органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в
суд.
26.2. Споры между органами
государственной власти и органами местного самоуправления разрешаются
посредством создания ими согласительных комиссий или в судебном порядке.