утратил силу Указом
Президента Кыргызской Республики
от 18 ноября 2002 года № 318
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об утверждении Временного положения
о пилотных выборах глав местного самоуправления сел и городов районного
подчинения Кыргызской Республики
(В редакции Указа Президента КР от 15 октября 2001 года УП № 297)
В целях внедрения
в жизнь местных сообществ демократических принципов управления, повышения роли
и ответственности глав местного самоуправления, а также обеспечения
оптимального сочетания местных и государственных интересов в деятельности
органов местного самоуправления постановляю:
1. Утвердить
прилагаемое Временное положение о пилотных выборах глав местного самоуправления
сел и городов районного подчинения Кыргызской Республики (далее - Временное
положение) (пункт исключен Указом Президента КР от 15 октября 2001 года УП №
297).
2. Установить, что:
- начиная с января 2001 года пилотные выборы глав местного самоуправления сел и городов районного подчинения проводятся согласно графику, определяемому министром Кыргызской Республики по делам местного самоуправления и регионального развития по согласованию с главами областных государственных администраций – губернаторами и главой местного самоуправления - мэром города Бишкек, и по правилам, установленным настоящим Временным положением, до урегулирования данного вопроса соответствующим законом Кыргызской Республики;
- избранный
населением путем общего, тайного, равного и прямого голосования глава айыл
окмоту или глава города районного подчинения является главой местного
самоуправления данной территории – высшим должностным лицом в системе органов
самоуправления на территории сельского (поселкового) кенеша и города районного
подчинения (пункт исключен Указом Президента КР от 15 октября 2001 года УП №
297).
3. Главам местных
государственных администраций, местным кенешам и избирательным комиссиям при решении вопросов определения
кандидатур на вакантные должности глав айыл окмоту и городов, а также при
включении их в список тайного голосования руководствоваться настоящим Временным
положением (пункт исключен Указом Президента КР от 15 октября 2001 года УП №
297).
4. Правительству Кыргызской Республики:
- в двухнедельный срок внести предложения о порядке финансирования пилотных выборов глав местного самоуправления сел и городов районного подчинения;
- привести свои
решения в соответствие с настоящим Указом (пункт исключен Указом Президента
КР от 15 октября 2001 года УП № 297).
5. Главам местных
государственных администраций решить все организационные и
материально-технические вопросы обеспечения выборов глав местного самоуправления
сел и городов районного подчинения (пункт исключен Указом Президента КР от
15 октября 2001 года УП № 297).
6. Внести в Указ Президента Кыргызской Республики “О мерах по повышению роли и ответственности глав местных государственных администраций и местного самоуправления” от 20 марта 1996 года № 103 следующие изменения:
- исключить абзац четвертый пункта 11;
- в абзаце пятом второе предложение исключить.
7. Внести в Указ Президента Кыргызской Республики “Об организации местного самоуправления в городах районного подчинения” от 23 июня 1998 года № 200 следующие изменения:
- абзац четвертый пункта 3 исключить;
- абзац второй пункта 9 исключить;
в Положении об основах организации местного самоуправления в городах районного подчинения Кыргызской Республики, утвержденного вышеназванным Указом:
- исключить абзац четвертый пункта 2 раздела II;
- исключить пункты 2 и 3 раздела IV.
8. Признать утратившим силу пункт 12.1 Положения об основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике, утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики “Об утверждении Положения “Об основах организации местного самоуправления в Кыргызской Республике” от 22 сентября 1994 года №246.
9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на отдел организационной работы и политики государственного управления Администрации Президента Кыргызской Республики.
10. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
Президент
Кыргызской
Республики
А. Акаев
гор. Бишкек, Дом Правительства
17 января 2001 года № 28
Утверждено
Указом Президента
Кыргызской Республики
от 17 января 2001 года №28
Временное положение
О пилотных выборах глав местного самоуправления сел и городов районного
подчинения Кыргызской Республики
I. Общие положения
1. Настоящее Временное положение “О пилотных выборах глав местного самоуправления сел и городов районного подчинения Кыргызской Республики” (далее – Положение) в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики определяет избирательные права граждан Кыргызской Республики, регулирует отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов глав местного самоуправления Кыргызской Республики.
2. Глава местного самоуправления села и города районного подчинения – это высшее должностное лицо в системе органов самоуправления на территории сельского (поселкового) кенеша и города районного подчинения, избираемое гражданами соответствующей территории на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Главой местного самоуправления села и города районного подчинения (далее - глава местного самоуправления) может быть избран гражданин Кыргызской Республики, не моложе 25 лет и не старше 60 лет, имеющий высшее или средне-специальное образование, стаж работы в органах государственной власти или местного самоуправления не менее 2 лет.
Глава местного самоуправления избирается на 4 года. Глава местного самоуправления не может занимать какие либо другие оплачиваемые должности, осуществлять предпринимательскую деятельность.
3. Выборы главы местного самоуправления назначаются главой областной государственной администрации - губернатором, мэром г. Бишкек по согласованию с Министром Кыргызской Республики по делам местного самоуправления и регионального развития не менее чем за 45 дней до дня выборов.
Выборы глав местного самоуправления основываются на свободном и добровольном осуществлении гражданами республики своего избирательного права. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принуждения его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Кыргызской Республики, достигший 18 лет, вправе избирать главу местного самоуправления.
Не имеют права избирать, быть избранными главами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не имеют права быть избранными главами местного самоуправления лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.
II. Избирательные комиссии
1. Подготовку и проведение выборов глав местного самоуправления, реализацию и защиту избирательных прав граждан Кыргызской Республики обеспечивают избирательные комиссии
Единую систему избирательных комиссий по проведению выборов глав местного самоуправления образуют:
- Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия);
- областные, Бишкекская городская избирательные комиссии;
- районные, городские избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Правовое положение избирательных комиссий устанавливается Конституцией Кыргызской Республики, Кодексом о выборах в Кыргызской Республике, настоящим Положением.
2. Районные, городские избирательные комиссии формируются областными, Бишкекской городской избирательными комиссиями в составе председателя, секретаря и 5 членов не позднее 10 календарных дней после назначения выборов. Состав и адрес районных, городских избирательных комиссий публикуются областными, Бишкекской городской избирательными комиссиями в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней после формирования.
3. Участковые избирательные комиссии формируются районными, городскими избирательными комиссиями в составе председателя, секретаря и от 7 до 13 членов за 30 календарных дней до дня выборов. Состав и адрес участковых избирательных комиссий публикуются соответствующими избирательными комиссиями в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней после формирования.
4. Формирование избирательных комиссий осуществляется в порядке, установленном Кодексом о выборах. Избирательные комиссии прекращают свои полномочия по истечении одного месяца после официального опубликования результатов выборов.
Полномочия Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики
1. Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики:
- осуществляет на территории республики контроль за соблюдением избирательных прав граждан, за исполнением положений Конституции Кыргызской Республики, Кодекса о выборах, настоящего Положения, обеспечивает их единообразное применение;
- в пределах своих полномочий издает постановления, инструкции, положения, иные акты и контролирует их исполнение;
- руководит деятельностью избирательных комиссий, осуществляет организационно-методическое руководство нижестоящими избирательными комиссиями;
- устанавливает формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансового отчета кандидатов;
- устанавливает формы протоколов собраний по выдвижению кандидатов, заседаний избирательных комиссий, списков избирателей, других избирательных документов, образцы ящиков для голосования и печатей избирательных комиссий, сроки и порядок хранения избирательных документов;
- устанавливает порядок участия в выборах наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей иностранных и местных средств массовой информации, обеспечивает их соответствующими документами;
- может признать итоги или результаты выборов недействительными в порядке, установленном пунктом 4 статьи 46 Кодекса о выборах;
- рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий, выносит по ним решения.
Центральная избирательная комиссия осуществляет другие полномочия в соответствии с Кодексом о выборах и законодательством Кыргызской Республики.
Полномочия областных, Бишкекской городской избирательных комиссий
Областные, Бишкекская городская избирательные комиссии:
- осуществляют на территории области, города Бишкек контроль за исполнением требований настоящего Положения, законодательства о выборах Кыргызской Республики и обеспечивают их единообразное применение;
- направляют деятельность нижестоящих избирательных комиссий, распределяют среди них денежные средства, выделенные для проведения выборов, обеспечивают контроль за целевым использованием этих средств;
- организуют проведение выборов на соответствующей территории;
- контролируют создание необходимых материально-технических условий для деятельности нижестоящих избирательных комиссий;
- осуществляют регистрацию кандидатов на должность главы местного самоуправления;
- устанавливают форму и текст избирательных бюллетеней, обеспечивают их изготовление и снабжают ими соответствующие избирательные комиссии;
- заслушивают сообщения нижестоящих избирательных комиссий, руководителей предприятий, учреждений, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
- определяют итоги и результаты выборов глав местного самоуправления и публикуют их в средствах массовой информации;
- рассматривают вопросы, связанные с проведением повторных выборов глав местного самоуправления;
- рассматривают заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий, выносят по ним решения;
- осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.
Полномочия районных, городских избирательных комиссий
Районные, городские избирательные комиссии:
- осуществляют контроль за подготовкой и проведением выборов на соответствующей территории;
- информируют население об адресах и номерах телефонов участковых избирательных комиссий;
- координируют деятельность участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривают жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий, принимают по ним решения;
- распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, распределяют их между участковыми избирательными комиссиями;
- обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов;
- организуют доставку избирательных бюллетеней и иных документов в участковые избирательные комиссии;
- оказывают организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
- определяют итоги голосования по выборам на соответствующей территории, сообщают их средствам массовой информации и передают протоколы об итогах голосования в областные, Бишкекскую городскую избирательные комиссии;
- обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив или вышестоящую избирательную комиссию;
- осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.
Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковые комиссии:
- оповещают население о дне и месте голосования, адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, о времени ее работы;
- составляют списки избирателей по участку;
- проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей, решают вопрос о внесении в них соответствующих изменений;
- контролируют соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных материалов;
- обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
- организуют на избирательном участке голосование в день выборов;
- производят подсчет голосов по избирательному участку;
- рассматривают заявления и жалобы на нарушения настоящего Положения, принимают по ним решения;
- обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в вышестоящую избирательную комиссию или в архив;
- осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством о выборах Кыргызской Республики.
III. Выдвижение, регистрация кандидатов и их статус
1. Право выдвижения кандидатов принадлежит собраниям избирателей соответствующего местного сообщества, политическим партиям, местным общественным объединениям, а также гражданам путем самовыдвижения. Политические партии вправе выдвигать кандидатами лица, которые не являются членами политической партии. Количество выдвигаемых кандидатов не ограничено.
Выдвижение кандидатов осуществляется избирателями по месту работы, службы, учебы или жительства собранием избирателей, оно правомочно, если на нем присутствовало не менее 25 человек. Процедурные вопросы проведения собрания избирателей определяются самим собранием. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания.
Выдвижение кандидатов от политической партии осуществляется на собрании (конференции) ее регионального отделения в соответствии с уставом политической партии.
Выдвижение кандидатов на должность главы местного самоуправления начинается с момента назначения выборов и заканчивается за 35 календарных дней до дня выборов.
2. Для регистрации кандидат представляет в районную, городскую избирательную комиссию следующие документы:
1) протокол с решением собрания (конференции) регионального отделения политической партии, собрания избирателей о выдвижении кандидата;
2) заявление о согласии баллотироваться кандидатом, в заявлении кандидата должно содержаться обязательство о прекращении им, в случае избрания, деятельности, не совместимой со статусом главы местного самоуправления;
3) биографические данные кандидата с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства;
4) сведения о находящихся в его собственности и в собственности членов его семьи недвижимом имуществе, автотранспорте, акциях или долях в уставном капитале хозяйствующего субъекта, а также о размере дохода за год, предшествующий году назначения выборов;
5) иные документы, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением, местными кенешами.
В случае самовыдвижения кандидат для регистрации представляет заявление о намерении баллотироваться кандидатом, а также документы, указанные в подпунктах 3, 4, 5 пункта 2 настоящего раздела.
3. Избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и принять решение о передаче документов в районную, городскую государственную администрацию.
Список выдвинутых кандидатов с представленными документами рассматривается на коллегии районной, городской государственной администрации в течение двух дней с участием членов районной, городской избирательных комиссий на соответствие требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы местного самоуправления. При необходимости коллегия имеет право пригласить на собеседование кандидатов, представленные документы которых требуют дополнительной проверки.
Коллегия районной, городской администрации дает заключение о соответствии кандидатов предъявляемым требованиям и направляет документы главе государственной администрации области - губернатору области, главе местного самоуправления - мэру г. Бишкек и в областную, Бишкекскую городскую избирательные комиссии для регистрации, если количество кандидатов не превышает 5 человек. В случае несоответствия кандидатов требованиям, предъявляемым настоящим Положением, коллегия районной, городской администрации принимает решение о несоответствии кандидата предъявляемым требованиям и извещает его (их) о принятом решении. Решение коллегии районной, городской государственной администрации может быть обжаловано главе государственной администрации области – губернатору (мэру г. Бишкек).
В случае, если количество кандидатов, рекомендованных для регистрации, составляет более 5 человек, коллегия районной, городской государственной администрации направляет материалы на рекомендованных кандидатов на рассмотрение аильного (поселкового), городского кенеша районного подчинения для определения рейтинга кандидатов. Депутаты аильного (поселкового), городского кенешей путем тайного голосования определяют список не более 5 кандидатов, набравших самое большое количество голосов. Решение кенеша с итогами рейтингового голосования направляется главе государственной администрации области - губернатору (мэру г. Бишкек) для утверждения списка кандидатов.
Глава областной государственной администрации – губернатор (мэр города Бишкек) рассматривает представленные кандидатуры на должность главы местного самоуправления на комиссии в составе председателя областного кенеша, прокурора области, начальника областного управления юстиции, а также председателя областной (Бишкекской городской) избирательной комиссии.
Областная комиссия по итогам рассмотрения вправе вынести мотивированное решение о несоответствии отдельных кандидатур предъявляемым требованиям и исключении их из списка претендентов. На основе заключения областной комиссии глава государственной администрации - губернатор (мэр г. Бишкек) утверждает окончательный список кандидатов и передает их для регистрации в областную (Бишкекскую городскую) избирательную комиссию.
Областные, Бишкекская городская избирательные комиссии осуществляют регистрацию кандидатов. Регистрация кандидатов заканчивается за 20 дней до дня выборов. В случае отказа в регистрации кандидата об этом выносится мотивированное решение. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию Кыргызской Республики или в суд.
Основаниями для отказа могут служить нарушение установленного настоящим Положением порядка выдвижения, недостоверность сведений, указанных в пункте 2 настоящего раздела, если недостоверность этих сведений составляет не менее 200 минимальных заработных плат, нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные настоящим Положением.
4. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за 15 календарных дней до дня голосования.
5. Областные, Бишкекская городская избирательные комиссии не позднее чем на седьмой день после регистрации кандидатов публикуют в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата, а также, в зависимости от усмотрения кандидата, сведений о его партийной принадлежности.
6. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, установленные Кодексом о выборах и настоящим Положением. Кандидат на должность главы местного самоуправления вправе назначать доверенных лиц. Доверенные лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством о выборах. Количество доверенных лиц не может превышать 20 человек.
Кандидаты на должность главы местного самоуправления создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании в порядке, установленном Кодексом о выборах, в предельных размерах, установленных для проведения выборов депутатов областных, Бишкекского городского кенешей.
Кандидаты вправе не создавать избирательный фонд в случае, если при проведении агитации ими не будут использоваться телевидение, радио, периодические печатные материалы на платной основе и выпускаться агитационные печатные материалы. В этих случаях кандидаты вправе вести предвыборную агитацию только путем проведения массовых мероприятий.
IV. Агитация при проведении выборов
1. Гражданам Кыргызской Республики, кандидатам, политическим партиям, общественным объединениям при проведении выборов обеспечивается свободное проведение агитации в соответствии с порядком, установленным Кодексом о выборах, законами Кыргызской Республики.
2. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается за 24 часа до начала голосования.
3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации собраний и встреч с избирателями, иных массовых мероприятий, обеспечивать безопасность при их проведении в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
4. В случае нарушения кандидатом правил предвыборной агитации избирательная комиссия, а также иные органы, организации и граждане вправе обратиться в областную, Бишкекскую городскую избирательные комиссии с представлением об отмене регистрации кандидата и исключения их из списка кандидатов.
V. Организация и порядок голосования
1. Голосование на выборах проводится в календарный выходной день с 7 до 20 часов по местному времени в порядке, установленном Кодексом о выборах.
2. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей. Избирательные участки образуются соответствующими вышестоящими избирательными комиссиями не позднее чем за 35 календарных дней до дня выборов из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее 30 календарных дней до дня выборов.
3. При проведении выборов в целях реализации прав избирателей, ознакомления избирателей с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующие участковые избирательные комиссии составляют списки избирателей в порядке, установленном Кодексом о выборах. При выборах глав местного самоуправления военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующей административно-территориальной единицы, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на данной территории.
4. Для организации голосования избирателей органы исполнительной власти безвозмездно предоставляют в распоряжение участковой избирательной комиссии помещение для голосования, которое оборудуется в соответствии с требованиями, установленными Кодексом о выборах.
5. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии районной, городской избирательной комиссией протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать кандидаты, их доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации.
6. Для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень, который является документом строгой отчетности, степень защиты которого определяется областными, Бишкекской городской избирательными комиссиями. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждается соответствующими областными, Бишкекской городской избирательными комиссиями не позднее чем за 15 календарных дней до дня голосования. Порядок изготовления и передачи избирательных бюллетеней нижестоящим комиссиям установлен Кодексом о выборах.
7. Порядок досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования проводятся в порядке, установленном Кодексом о выборах.
VI. Определение результатов выборов и их опубликование
1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке в соответствии с требованиями Кодекса о выборах. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно исключительно членами участковой избирательной комиссии на ее заседании в порядке установленном Кодексом о выборах. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий немедленно после их подписания членами избирательной комиссии поступают в районную, городскую избирательную комиссию. После предварительной проверки правильности составления протоколов об итогах голосования районная, городская избирательная комиссия путем суммирования данных устанавливает результаты голосования на соответствующей территории местного кенеша. Протоколы о результатах выборов составляются в трех экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами избирательной комиссии.
На основании протоколов районных, городских избирательных комиссий областные, Бишкекская городская избирательные комиссии устанавливают результаты выборов по области, г. Бишкек.
2. Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными в случаях, предусмотренных п.4 статьи 46 Кодекса о выборах. Если на отдельных избирательных участках в процессе голосования были допущены нарушения настоящего Положения, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, то на них проводится переголосование в течение двух недель со дня выборов.
3. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
4. Результаты выборов глав местного самоуправления публикуются областными, Бишкекской городской избирательными комиссиями в средствах массовой информации в семидневный срок со дня выборов.
5. Областная, Бишкекская городская избирательная комиссия в течение 3 календарных дней после установления результатов выборов регистрирует избранных глав местного самоуправления и выдает им удостоверения об избрании.
6. В случае, если выборы признаны недействительными, назначаются повторные выборы. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность главы местного самоуправления, другие действия по выборам осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Положением. При повторных выборах сроки избирательных действий, установленные настоящим Положением, сокращаются на треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации. В случае проведения повторных выборов, на выборные должности не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия (бездействия) которых послужили основанием для признания выборов недействительными. Установление фактов, когда действия или бездействие кандидатов послужили основанием для признания выборов недействительными, осуществляется в судебном порядке.
VII. Гарантии свободы выборов
1. При подготовке и проведении выборов органы прокуратуры и внутренних дел обеспечивают неуклонное соблюдение требований Конституции, законов Кыргызской Республики, настоящего Положения.
2. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий по выборам глав местного самоуправления могут быть обжалованы:
- участковых избирательных комиссий - в районные, городские избирательные комиссии;
- районных, городских избирательных комиссий - в областные, Бишкекскую городскую избирательные комиссии;
- областных, Бишкекской городской избирательных комиссий - в Центральную избирательную комиссию.
3. Решения и действия (бездействия) избирательных комиссий, связанных с подготовкой и проведением выборов могут быть обжалованы в суд.
4. Регистрация кандидата может быть отменена в случае:
- нарушения правил выдвижения;
- нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования выборов;
- установления фактов подкупа избирателей кандидатом;
- иных нарушений, установленных законами Кыргызской Республики, настоящим Положением.
5. В случае, если после определения соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в пункте 4 настоящего раздела, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
6. Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, в избирательном округе, также и в иных случаях, предусмотренных законодательством о выборах.
7. Лица, допустившие нарушения избирательных прав граждан Кыргызской Республики, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с законами Кыргызской Республики.