УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об основах организации местного самоуправления
в городах областного подчинения Кыргызской Республики
(В редакции Указов
Президента КР от 29 июня 2001 года УП №207, от 18 ноября 2002 года № 318)
В целях дальнейшей демократизации и упорядочения системы местного
управления в городах республики, повышения ответственности представительных и
исполнительных органов перед населением, развития их взаимодействия и гласности
в работе, способствующих повышению эффективности управления на территориальном
уровне, постановляю:
1. Предоставить городам областного подчинения - Ош, Джалал-Абад, Талас,
Балыкчы, Сулюкта, Кара-Куль, Кызыл-Кия, Майлуу-Суу и Таш-Кумыр - право
осуществлять управление делами местного значения на принципах местного
самоуправления и делегированных государственных полномочий. ( пункт утратил
силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002 года №318)
2. Образовать в вышеуказанных городах республики
исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления – мэрию,
состоящую из коллегиального органа - исполнительного комитета (далее -
исполком) и аппарата мэрии. ( пункт утратил силу Указом Президента КР от 18
ноября 2002 года №318)
3. В целях организации тесного взаимодействия органов городской власти
и управления, координации их деятельности в ходе решения задач общего ведения,
установления персональной ответственности за оперативность и качество работы
исполнительного органа местной власти ввести в данных городах должность главы
городского самоуправления – мэра города, являющегося главным должностным лицом
города (в дальнейшем – мэр города). ( пункт утратил силу Указом Президента
КР от 18 ноября 2002 года №318)
4. Установить, что мэр города одновременно с выполнением функций главы
городского самоуправления исполняет и делегированные полномочия главы городской
государственной администрации, а также возглавляет исполком и аппарат мэрии. (
пункт утратил силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002 года №318)
5. Утвердить Положение об основах организации местного самоуправления в
городах областного подчинения Кыргызской Республики (прилагается). ( пункт
утратил силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002 года №318)
6. Установить, что мэр города избирается сроком на 4 года депутатами
городского кенеша. Кандидатуры для избрания на должность мэра города
определяются Президентом Кыргызской Республики и могут быть представлены
городскому кенешу его представителем.
В случае двукратного отклонения предложенных кандидатур на должность мэра города Президент Кыргызской Республики назначает временно исполняющего обязанности мэра города и распускает городской кенеш. ( пункт утратил силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002 года №318)
7. Утвердить Положение о выборах главы местного самоуправления – мэра города (прилагается).
Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики по выборам и проведению референдумов совместно с соответствующими городскими кенешами организовать проведение выборов мэров городов в соответствии с утвержденным Положением.
8. Установить, что до официального избрания мэра города его функции
временно исполняет глава соответствующей городской государственной
администрации. ( пункт утратил силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002
года №318)
9. В целях обеспечения деятельности исполкома и мэра города
преобразовать аппарат городской государственной администрации вышеназванных
городов в аппарат мэрии. ( пункт утратил силу Указом Президента КР от 18
ноября 2002 года №318)
10. Министру Кыргызской Республики по делам местного самоуправления и
регионального развития совместно с Конгрессом местных сообществ и Ассоциацией
городов Кыргызской Республики в месячный срок разработать примерный Устав
города и внести на рассмотрение Президента Кыргызской Республики. ( пункт
утратил силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002 года №318)
11. Министру Кыргызской Республики по делам местного самоуправления и
регионального развития совместно с главами областных государственных
администраций – губернаторами и председателями областных кенешей в двухмесячный
срок рассмотреть вопросы по определению штатной численности мэрии городов,
формированию коммунальной собственности городского сообщества на основе
проведения паспортизации объектов городов, формированию бюджетов городского
самоуправления и внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики. (
пункт утратил силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002 года №318)
12. Отделу организационной работы и политики государственного
управления Администрации Президента Кыргызской Республики до 1 июля 2001 года
подготовить резерв кадров для выдвижения на должности мэров вышеуказанных
городов, разработать по согласованию с Центральной избирательной комиссией
Кыргызской Республики по выборам и проведению референдумов, с министром
Кыргызской Республики по делам местного самоуправления и регионального развития
и с главами областных государственных администраций – губернаторами графики
проведения заседаний городских кенешей по выбору глав местного самоуправления –
мэров городов. ( пункт утратил силу Указом Президента КР от 18 ноября 2002
года №318)
13. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок:
- на основе паспортизации объектов, находящихся на территории городов, и предложений местных органов власти по формированию коммунальной собственности определить сроки и порядок передачи объектов в коммунальную собственность городов областного подчинения;
- определить перечень и объем делегируемых мэрии города государственных полномочий;
- разработать и внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проект Закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики, вытекающий из настоящего Указа;
- решить организационные, финансовые и иные вопросы, вытекающие из настоящего Указа;
- привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на отдел организационной работы и политики государственного управления Администрации Президента Кыргызской Республики.
15. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
Президент
Кыргызской
Республики
А. Акаев
гор. Бишкек, Дом Правительства
2 мая 2001 года № 153
Утверждено
Указом Президента
Кыргызской Республики от 2
мая 2001 г. N 153
П О Л О Ж Е Н И Е
об основах организации местного самоуправления
в городах областного подчинения
Кыргызской Республики
I. Общие положения
1. Самоуправление в городах областного подчинения представляет собой право и действительную способность городского местного сообщества управлять под свою ответственность и в рамках закона делами городского значения на благо населения города.
Городское местное сообщество осуществляет самоуправление как через систему органов самоуправления, так и непосредственно - путем референдумов, сходов, собраний и других форм участия граждан в делах сообщества.
2. Систему органов самоуправления в городах областного подчинения составляют:
- представительные органы - городской кенеш и народный курултай представителей городского сообщества (далее - городской народный курултай);
- исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления – мэрия, состоящая из коллегиального органа - исполнительного комитета (далее - исполком) и аппарата мэрии, возглавляемых главой городского самоуправления – мэром города, являющегося главным должностным лицом (в дальнейшем – мэр города);
- органы территориального общественного самоуправления.
3. Городское самоуправление осуществляется на принципах:
- волеизъявления населения города через городской кенеш, народный курултай и референдум;
- соблюдения законности и требований Устава города;
- права городского сообщества владеть, пользоваться и распоряжаться коммунальной собственностью;
- самообеспечения, самофинансирования, саморегулирования, самовоспитания;
- подконтрольности и подотчетности органов городского самоуправления городскому сообществу;
- выборности депутатов городского кенеша и делегатов городского курултая;
- выборности главы городского самоуправления – мэра города депутатами городского кенеша из кандидатур, предложенных Президентом Кыргызской Республики;
- взаимодействия, взаимопонимания и взаимоподдержки представительных и исполнительных органов местного самоуправления города в решении вопросов местного значения;
- разграничения функций и полномочий между городским кенешем и городским народным курултаем, а также между представительными и исполнительно-распорядительными органами городского самоуправления;
- сочетания местных и государственных интересов;
- наделения органов городского самоуправления отдельными государственными полномочиями и функциями;
- социальной справедливости;
- гласности и открытости в работе органов местного самоуправления;
- свободы участия членов городского сообщества в обсуждении вопросов местного значения на заседаниях городского кенеша, референдума, народных курултаях, сходах и собраниях горожан.
II. Городской кенеш
4. Высшим выборным представительным органом местного самоуправления города является городской кенеш. Порядок деятельности городского кенеша и избрания его депутатов определяется законодательством Кыргызской Республики.
5. Городской кенеш:
- утверждает городской бюджет и отчет о его выполнении;
- утверждает планы и программы социально-экономического развития территории и социальной защиты населения города, контролирует их выполнение;
- избирает мэра города из кандидатур, предложенных Президентом Кыргызской Республики;
- утверждает персональный состав исполкома городского самоуправления, а также заместителей мэра города;
- большинством голосов в две трети от общего числа депутатов выражает недоверие мэру города;
- вводит местные налоги и сборы, определяет порядок и условия землепользования, использования других природных ресурсов в пределах границ города в соответствии с законодательством республики;
- устанавливает границы территории деятельности органов территориального общественного самоуправления города и дает согласие на их регистрацию в городской управе;
- принимает иные решения, не противоречащие действующему законодательству Кыргызской Республики и Уставу города.
6. Городской кенеш в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные для исполнения всеми организациями, учреждениями, хозяйствующими субъектами города независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.
III. Исполнительный комитет
7. Исполнительный комитет (исполком) является коллегиальным исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.
8. Исполком осуществляет свои функции на основании и во исполнение законов, актов Президента и Правительства Кыргызской Республики, а также решений соответствующего кенеша и курултая, принятых в пределах их полномочий.
9. Состав исполкома формируется мэром города из 7-9 человек и утверждается на заседании соответствующего кенеша. В состав исполкома, кроме мэра, председательствующего на его заседаниях, могут входить председатель городского кенеша, заместители мэра, руководители органов управления и служб города.
10. Исполком созывается мэром города, а в его отсутствие по уважительной причине – его заместителем и заседает по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Исполком вправе рассматривать все вопросы местного и государственного значения, кроме отнесенных к исключительной компетенции кенеша и мэра города. Решения на заседании исполкома принимаются простым большинством голосов его членов. В случае равенства голосов, голос председателя считается решающим.
11. В рамках исполнения делегированных государственных полномочий, государственных программ и заданий исполком подотчетен вышестоящим органам государственной власти, а по вопросам местного значения - населению соответствующей территории и кенешу.
12. Исполком дает согласие на назначение руководителей соответствующих служб, отделов и управлений мэрии, а также ответственных работников аппарата мэрии, устанавливает штатную численность и фонд заработной платы аппарата в пределах норм, утвержденных Правительством Кыргызской Республики, с последующим утверждением городским кенешем.
Решения исполкома, принятые в соответствии с законодательством республики и Уставом города, обязательны для исполнения на всей территории города.
13. Основными вопросами, относящимися к ведению исполкома, являются:
- разработка проектов программ социально-экономического развития территории и социальной защиты населения, местного бюджета, представление их на утверждение городскому кенешу и организация исполнения принятого кенешем решения;
- управление коммунальной собственностью, содержание и ремонт объектов жизнеобеспечения городского сообщества, находящихся в коммунальной собственности;
- привлечение в необходимых случаях методом ашара членов городского сообщества для проведения ремонтно-восстановительных работ объектов коммунальной собственности и других объектов, имеющих жизненно важное значение для города;
- контроль за санитарным состоянием города, организация мероприятий по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территории;
- создание и развитие жилого фонда;
- проведение природоохранных мероприятий;
- разработка и осуществление генерального плана застройки города, контроль за соблюдением норм строительства;
- развитие городского транспорта и транспортных коммуникаций;
- привлечение инвестиций и их целенаправленное использование;
- укрепление и развитие материально-технической базы здравоохранения, дошкольного, школьного и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, адресной социальной защиты населения;
- развитие физической культуры, спорта и туризма, организация досуга населения, проведение культурно-массовых мероприятий;
- проведение мероприятий по охране памятников истории и культуры;
- создание, укрепление и рациональное использование внебюджетных фондов;
- проведение работы по созданию новых рабочих мест;
- рациональное использование городских земель;
- участие в приватизации ликвидируемых предприятий и приеме на баланс по согласованию с соответствующими органами объектов социально-культурного, коммунально-бытового и хозяйственного назначения, спецтехники и другого имущества, необходимых для обеспечения жизнедеятельности городского сообщества;
- внесение предложений в городской кенеш по введению местных налогов и сборов согласно законодательству;
- организация распределения материальной, денежной и иных видов гуманитарной помощи;
- контроль за деятельностью организаций, учреждений, предприятий, других хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности по соблюдению норм законодательства и требований Устава города, регулирующих правила охраны окружающей среды, использования земли и других природных ресурсов в черте города, (границе);
- обеспечение соблюдения законов Кыргызской Республики и Устава города по охране общественного порядка на территории города, организация и обеспечение добровольных общественных формирований по охране общественного порядка и судов аксакалов;
- проведение опросов общественного мнения;
- осуществление мобилизационных и организационно-практических мер по предотвращению стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий;
- назначение опекунов и попечителей, контроль за выполнением ими своих обязанностей;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
IV. Глава местного самоуправления – мэр
города
14. Глава местного самоуправления - мэр города (далее – мэр) главное должностное лицо на территории города, возглавляющее исполком и аппарат мэрии, и представляющее город в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, партиями и движениями, а также с международными организациями.
15. Мэр города одновременно с выполнением функций главы городского самоуправления исполняет и делегированные полномочия главы городской государственной администрации.
16. Мэр города избирается сроком на 4 года депутатами городского кенеша из числа кандидатур, определяемых Президентом Кыргызской Республики. Кандидатуры могут быть представлены городскому кенешу представителем Президента Кыргызской Республики.
17. Мэр города не позднее четырех месяцев со дня своего избрания разрабатывает или дорабатывает 4 летнюю программу социально-экономического развития территории и социальной защиты населения города, которую с одобрения городского кенеша выносит на рассмотрение городского народного курултая представителей местного сообщества. Сроки и качество выполнения этой программы за отчетный период могут служить критерием оценки деятельности главы города и основанием для представления его кандидатуры Президентом Кыргызской Республики для избрания на второй срок.
Мэр города от имени исполкома отчитывается на курултае не реже чем один раз в год.
18. По вопросам местного самоуправления мэр города подотчетен перед городским кенешем и городским народным курултаем, а по делегированным государственным полномочиям - перед главой областной государственной администрации и другими вышестоящими органами государственной власти.
19. Мэр города обладает правом участия на всех без исключения заседаниях городского кенеша с совещательным голосом, вносить на рассмотрение кенеша любые вопросы, относящиеся к ведению города или затрагивающие интересы государства.
В случае превышения городским кенешем своих полномочий или принятия решения, противоречащего действующему законодательству, а также представляющего угрозу межнациональному согласию, единству и целостности Кыргызской Республики, мэр города вносит такие вопросы на повторное рассмотрение кенеша на предмет отмены. Если кенеш подтверждает ранее принятое решение двумя третями голосов от общего числа депутатов, мэр объявляет о своем несогласии и немедленно ставит об этом в известность соответствующие органы государственной власти, вплоть до Пpезидента Кыргызской Республики и передает дело в трехдневный срок в соответствующий судебный орган. Решение городского кенеша, по которому объявлено несогласие мэра, не вступает в силу до решения судебного органа.
20. Мэр города:
- организует соблюдение и выполнение Конституции и законов Кыргызской Республики, актов Президента и Правительства Кыргызской Республики, делегированных государственных полномочий, настоящего Положения, Устава города, решений городского референдума, народного курултая и кенеша;
- на основе делегированных государственных полномочий организует и контролирует деятельность соответствующих территориальных органов и служб государственного управления;
- обеспечивает исполнение органами местного самоуправления исполнение их полномочий в полном объеме в сфере решения вопросов местного значения;
- издает распоряжения во исполнение поручений вышестоящих государственных органов по вопросам, составляющим государственную тайну, а также всем другим вопросам, не отнесенным к компетенции исполкома;
- организует и контролирует выполнение собственных распоряжений, принятых в пределах его компетенции;
- представляет на утверждение городскому кенешу проект годового бюджета, делает отчет о его исполнении;
- разрабатывает структуру и штатную численность аппарата мэрии и представляет ее на утверждение городскому кенешу;
- осуществляет прием граждан и рассмотрение их жалоб, замечаний и предложений, информирует заявителей о принятых мерах;
- решает иные вопросы в рамках действующего законодательства Кыргызской Республики, настоящего Положения, Устава города и делегированных ему государственных полномочий.
21. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей мэр города может досрочно освобожден от занимаемой должности Президентом Кыргызской Республики, с согласия депутатов городского кенеша.
V. Взаимоотношения органов местного
самоуправления города
с органами государственной власти
22. Отношения органов местного самоуправления города с органами государственной власти строятся на основе конституционного принципа разграничения функций государственной власти и местного самоуправления, Конституции, законов Кыргызской Республики, актов Президента и Правительства Кыргызской Республики.
23. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики мэр города может наделяться отдельными государственными полномочиями, перечень и объем которых определяется Правительством Кыргызской Республики.
24. Отношения с государством, связанные с использованием городских земель и коммунальной собственности, строятся в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
25. Споры между органами городского самоуправления и государственной власти могут решаться посредством взаимной договоренности создаваемых по обоюдному согласию комиссий или в суде.
VI. Финансово-экономическая основа
городского самоуправления
26. Экономическую основу городского самоуправления составляют природные ресурсы (земля, недра, вода, животный и растительный миры), коммунальная и иная собственность, расположенные на территории города и служащие источником получения доходов.
27. Финансовую основу городского самоуправления составляют закрепленные за городским сообществом, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, источники доходов, поступающие в городской бюджет, а также:
- кредитные ресурсы, дотации, субвенции;
- субсидии из республиканского бюджета, направленные на выполнение национальных программ;
- инвестиции зарубежных государств, частных банков и других организаций;
- добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий независимо от форм собственности и граждан;
- доходы от использования коммунальной собственности, городских ценных бумаг и местных займов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- иные доходы от проводимых органами местного самоуправления мероприятий.
VII. Контроль за распоряжением коммунальной
собственностью
и расходованием финансовых средств
28. Управление коммунальной собственностью в городах областного подчинения от имени городского сообщества осуществляется мэрией города.
29. Контроль за законностью и целевым расходованием мэрией города финансовых средств, а также соблюдением интересов городского сообщества в управлении коммунальной собственностью осуществляет городской кенеш.
VIII. Международные связи
30. Органы местного самоуправления города имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики.
31. Внешнеэкономические договоры, связанные с использованием коммунальной собственности сообщества, выделением городских земель, за исключением случаев аренды помещений, подлежат утверждению городским кенешем.
Утверждено
Указом Президента
Кыргызской Республики от 2
мая 2001 г. № 153
П О Л О Ж Е Н И Е
О выборах главы местного самоуправления - мэра города областного
подчинения
I. Основные положения
1. Выборы главы местного самоуправления - мэра города областного подчинения (далее - мэр города) осуществляются депутатами соответствующих городских кенешей путем тайного голосования.
2. Выборы мэра города назначаются Президентом Кыргызской Республики. Мэр города избирается сроком на четыре года.
3. Кандидатуры для избрания на должность мэра города определяются Президентом Кыргызской Республики и могут быть представлены городскому кенешу его представителем.
4. Выборы мэра города считаются состоявшимися, если в них участвовало не менее двух третей от общего числа депутатов городского кенеша.
5. Нарушение настоящего Положения влечет за собой признание выборов недействительными.
II. Организация выборов
6. Для организации выборов мэра города, Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики по выборам и проведению референдумов (далее - Центризбирком) образует комиссию в количестве трех человек, которая осуществляет свою деятельность совместно с соответствующими городскими кенешами.
7. Комиссия Центризбиркома совместно с городскими кенешами устанавливает форму и текст избирательных бюллетеней, обеспечивает их хранение, организует ведение протоколов своих заседаний, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.
8. Избирательные бюллетени печатаются на кыргызском и русском языках.
9. В бюллетень включаются только кандидаты на должность мэра, выдвинутые Президентом Кыргызской Республики.
III. Проведение выборов и порядок
голосования
10. Выборы мэра города производятся в специально отведенном помещении.
Ответственность за явку депутатов, организацию голосования, оборудование помещения и поддержание в нем необходимого порядка несет соответствующий городской кенеш.
Ответственность за обеспечение процедуры голосования несет комиссия Центризбиркома.
11. Перед голосованием избирательный ящик проверяется, пломбируется и опечатывается комиссией Центризбиркома. Каждый депутат голосует лично. Голосование за других лиц не допускается.
12. Избирательные бюллетени заполняются голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении голосующим бюллетеней запрещается присутствие любого постороннего лица.
13. Перед вскрытием избирательного ящика неиспользованные бюллетени подсчитываются и погашаются комиссией. Окончание голосования объявляется комиссией Центризбиркома.
14. Вскрытие избирательного ящика до окончания голосования запрещается.
15. На
основании бюллетеней, находящихся
в избирательном ящике, комиссия Центризбиркома устанавливает
общее число депутатов, принявших участие в голосовании, число голосов, поданных
"за" кандидата, и число голосов, поданных "против всех
кандидатов" на должность мэра города. (В редакции Указа Президента КР
от 29 июня 2001 года УП №207)
IV. Порядок подведения и опубликования
итогов выборов мэра города
16. После
подписания протокола комиссия
Центризбиркома незамедлительно оглашает итоги голосования перед депутатами городского
кенеша и присутствующими лицами. (В редакции Указа Президента КР от 29 июня
2001 года УП №207)
17. Кандидат на должность мэра города считается избранным, если за него проголосовало более половины принявших участие в выборах депутатов городского кенеша.
18. В случае двукратного отклонения предложенных кандидатур на должность мэра города Президент Кыргызской Республики назначает временно исполняющего обязанности мэра города и распускает городской кенеш.
19. Сообщение о результатах выборов мэра города публикуется в городской и республиканской печати.