КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ

         Несмотря на принятие Закона "О коммунальной собственности на имущество" в Кыргызстане продолжается практика изъятия объектов коммунальной собственности у органов местного самоуправления и их передача в государственную собственность.
         Недавний пример тому - постановления Правительства республики от 11 и 18 марта 2002 года, согласно которым большое количество объектов изымается из собственности органов местного самоуправления и передается государству.
         Как и во всех прежних случаях, никакой компенсации органам самоуправления не предусматривается, а их согласия на эту передачу не спрашивается.
         На сей раз в перечень изымаемых объектов попали здания кинотеатров, или, вернее, то, что от них осталось сегодня по причине развала некогда мощной индустрии кинопроката.
         А ведь именно поэтому многие из этих объектов, перейдя несколько лет назад в коммунальную собственность, стали перепрофилироваться. Тому пример - случай со зданием бывшего столичного кинотеатра "Молодежный", который Бишкекскими властями был передан под концертный зал детской школе искусств № 4. Благодаря настойчивым усилиям работников культуры и местного самоуправления Бишкекской столицы это здание стало ремонтироваться и приводиться в надлежащий вид. На что из городского бюджета уже было израсходовано 600 тыс сомов, и такую же сумму было запланировано выделить для завершения ремонта объекта.
         Однако очередное изъятие объектов коммунальной собственности делает несбыточными мечты работников детского музыкального образования Бишкека получить, наконец, долгожданный детский храм искусств. К слову сказать, в столице республики сегодня ни одна из девяти имеющихся детских музыкальных школ не имеет такого зала, и все свои отчетные концерты маленькие музыканты вынуждены проводить на чужих концертных площадках, арендуемых за немалые деньги.
         Беспокоит и другое: усиливающая тенденция по изъятию объектов коммунальной собственности без согласия органов местного самоуправления становится нормой государственных органов. А это ставит под сомнение само право на осуществление местного самоуправления в республике и, в частности, право органов местного самоуправления на коммунальную собственность. Словом, в большой семье видов собственности в Кыргызстане коммунальная собственность по-прежнему остается младшей из сестер.


         АССОЦИАЦИЯ ГОРОДОВ КЫРГЫЗСТАНА ОКАЖЕТ ПОМОШЬ БИШКЕКСКОЙ МЭРИИ

         После выхода Закона "О коммунальной собственности на имущество" возникла необходимость регламентировать отношения в сфере коммунальной собственности. Актуальным стал вопрос налаживания работы по управлению и распоряжению объектами, находящимися в городской собственности.
         Не менее важен и вопрос необходимости приведения в соответствие с нормами нового закона местных нормативных актов и разработки новых документов, направленных на совершенствование деятельности городских органов в сфере коммунальной собственности.
         По всем этим и другим вопросам Ассоциация городов КР окажет содействие столичной мэрии. На это направлено соглашение о сотрудничестве между Бишкекскими городскими властями и Исполнительной дирекцией Ассоциации городов Кыргызской Республики, заключенное 31 марта этого года.
         В рамках соглашения Исполнительная дирекция Ассоциации в течение предстоящих нескольких месяцев разработает пакет местных нормативных документов применительно к городу Бишкеку, а также окажет практическую и методическую помощь.
         Первым шагом данного сотрудничества является то, что с февраля текущего года системный аналитик по вопросам коммунальной собственности Ассоциации городов Гульнара Бекбасарова начала работу по совершенствованию деятельности комитета по управлению муниципальным имуществом Бишкекской мэрии.
         Всего будет разработано более десяти важнейших документов, в том числе программа приватизации муниципальной собственности на 2002-2003 годы, концепция управления муниципальным имуществом, технический проект на создание базы данных коммунальной собственности города и другие документы.


         АССОЦИАЦИЯ ГОРОДОВ ПРОВОДИТ СЕМИНАРЫ В БАТКЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

         С 1 по 8 апреля в городах Сулюкта, Баткен и Исфана Баткенской области Ассоциацией городов Кыргызской Республики при поддержке Урбан Института планируется проведение обучающих семинаров по местному самоуправлению.
         В предстоящих семинарах предполагается участие депутатов городских кенешей, работников мэрии и городских управ, представителей органов территориального общественного самоуправления и гражданского сектора.
         Необходимость проведения семинаров вызвана тем, что в ходе предыдущей поездки по этим городам исполнительной дирекции Ассоциации, состоявшейся в марте текущего года, был выявлен целый комплекс проблем, возникающих в практике осуществления местного самоуправления.
         Целью данных семинаров является способствование формированию у участников целостного представления о системе местного самоуправления в Кыргызстане, в том числе о нормативно-правовой базе, вопросах взаимоотношений представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также роли депутатов городских кенешей в осуществлении и развитии местного самоуправления.


         БРИФИНГ АССОЦИАЦИИ ГОРОДОВ В ОШЕ

         По сообщению Южного информационного центра Ассоциации городов, 2 апреля 2002 года в городе Оше состоялся брифинг Ассоциации городов, в котором приняли участие исполнительный директор Ассоциации Б.Асанакунов, эксперт Ассоциации К.Шадыбеков, работники Ошской городской мэрии, представители ведущих средств массовой информации Ошской области.
         Брифинг был посвящен проблеме развития коммунальной собственности, являющейся одной из важнейших экономических основ местного самоуправления, в связи с принятием Закона "О коммунальной собственности на имущество", которое состоялось 15 марта текущего года.
         Тема вызвала живой интерес участников брифинга, которые задавали откровенные вопросы, касающиеся различных аспектов практики управления коммунальной собственностью.
         В частности, были заданы вопросы о том, кому принадлежит земля, находящаяся под объектами коммунальной собственности; как изменятся взаимоотношения городского бюджета с республиканским в связи с принятием нового закона в отношении получения платы от эксплуатации муниципального имущества; могут ли возникать коррумпированные отношения между мэрией и подразделениями Фонда государственного имущества и другие вопросы. Исполнительный директор Ассоциации городов подробно ответил на все заданные вопросы.
         В целом брифинг показал живой интерес участников в проблеме становления в республике полноценного института коммунальной собственности, а также в который раз подтвердил необходимость улучшения информационного обеспечения местных органов власти, которые в отсутствии надежных и регулярных источников коммуникации испытывают постоянный информационный "голод".


         ДЕПУТАТЫ РОССИЙСКОЙ ГОСДУМЫ ПОСЕЩАЮТ ЮЖНУЮ СТОЛИЦУ КЫРГЫЗСТАНА

         1 апреля 2002 года в зале Южного центра Ассоциации городов Кыргызстана состоялась встреча российской делегации во главе с председателем комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной думы России Б. Пастуховым, а также депутатов Законодательного собрания парламента Кыргызской Республики с мэром города Оша Ж.Сатыбалдиевым.
         Во время встречи мэр южной столицы Кыргызстана ознакомил высоких гостей с некоторыми характеристиками, касающимися жизни и быта этнических россиян города. В частности, глава местного самоуправления Оша сообщил, что сегодня в городе проживает 13 тысяч русских или 5,4 процента от общего городского населения, а из 51 школы города - 6 школ с русским языком обучения и 13 школ - со смешанным обучением. В городе имеется действующая православная церковь, на русском языке издаются газеты "Эхо Оша", "Вечерний Ош", которые издаются большими тиражами и входят в число наиболее популярных местных изданий.
         В ходе беседы была затронута традиционная для подобных встреч тема миграции русскоязычного населения, а также проблема экономического спада и безработицы.
         Руководитель российской делегации задал и ряд других вопросов, в числе которых были и такие: "Действительно ли город Ош является второй столицей Кыргызской Республики?"; "Изменилось ли что-нибудь в городе и в сознании людей после событий, произошедших 11 сентября прошлого года в США?"; "Как смотрят ошане на размещение войск НАТО на территории Кыргызстана?".
         Оживленный обмен мнениями состоялся между российскими и кыргызскими парламентариями по беспокоящей всех проблеме существования наркотраффика через южные территории республики. По этому вопросу российский гостей особенно интересовало, способен ли Кыргызстан самостоятельно, без внешней помощи, справиться с решением этой сложной задачи, касающейся национальной безопасности многих стран мира.
         Российские гости также внесли предложение о развитии регионального экономического сотрудничества и партнерских отношений, для чего, по мнению депутатов Госдумы, необходимо совершенствовать правовую базу обоих государств, разработать и воплотить в жизнь программу развития экономического сотрудничества.
         В конце встречи глава российской делегации и мэр города Оша обменялись сувенирами, а Б.Пастухов оставил свою запись в Книге почётных гостей города.


         АССОЦИАЦИЯ ГОРОДОВ РАСШИРЯЕТ ГРАНИЦЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

         Для более динамичного и эффективного решения задач в сфере межгородского развития Ассоциация городов Кыргызской Республики договорилась о сотрудничестве с Международной ассамблеей столиц и крупных городов стран СНГ (МАГ).
        В ближайшее время ожидается подписание соглашения об участии в проекте "Электронный портал МАГ", благодаря чему АГКР получит прямой доступ ко всем интересующим документам, проектам, касающимся системы городского самоуправления. В частности, через электронный портал появится возможность получать информацию обо всех городах-членах МАГ, обсуждать совместные проблемы и пути их решения, а также деловые предложения о продаже товаров и услуг на рынке СНГ.
        Ожидается, что таким образом АГКР, предоставляя в "Электронный портал МАГ" информацию о социально-экономической ситуации в городах Кыргызстана, имеющихся достижениях в области городского хозяйства, промышленности, культуры, искусства, окажет городам содействие в решении многих вопросов.
        Стороны видят основной целью проекта "Электронный портал МАГ" повышение эффективности межрегионального сотрудничества, управления городским хозяйством, социально-экономическими процессами городов-участников, оказание информационных услуг жителям городов, создание информационной среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития кооперации городов содружества.
        Немаловажным является тот факт, что реализации вышеуказанных вопросов будет способствовать Соглашение в рамках проекта с Правительством Москвы.
        Особо отметим, что данный проект представляет собой корпоративную информационно-аналитическую систему в сети "Интернет", обеспечивающую координацию работ при реализации программ и проектов, посредством объединения и обработки локальных информационных баз данных городов-участников проекта.

         16-17 марта 2002 года в селе Арашан Аламудунского района состоялось заседание экспертно-консультативного совета Института муниципальных исследований и технологий. Главным вопросом этого заседания, которое проводилось в форме исследовательского семинара, было обсуждение альтернативного проекта Национальной концепции развития местного самоуправления в Кыргызской Республики на период до 2010 года, разработку которого ведет Институт.
         В ходе обсуждения члены совета рассмотрели структуру и основную идею будущей концепции, варианты направлений дальнейшей муниципализации и демократизации управления в Кыргызстане в идеологическом контексте программы Комплексной основы развития Кыргызстана до 2010 года. Наибольший интерес участников мероприятия вызвали предложенные разработчиками концепции варианты финансовой децентрализации. Предполагается, что первый вариант проекта концепции будет разработан к концу апреля 2002 года, затем документ будет обсужден и утвержден экспертно-консультативным советом Института, после чего вынесен для обсуждения в более широком круге участников.

         15 марта 2002 года Президент Кыргызской Республики подписал принятый Законодательным собранием парламента Кыргызстана поистине долгожданный Закон "О коммунальной собственности на имущество". Отсутствие этого важнейшего для органов местного самоуправления нормативного правового акта лишало местные органы власти хозяйственной инциативы и не способствовало созданию полноценного децентрализованного управления. Более того, позволяло государству постоянно вмешиваться в дела муниципалитетов.
         В связи с этим городские органы власти часто сетовали на то, что часто местные финансовые госорганы не признавали доходы от сдачи в аренду объектов коммунальной собственности как законные финансовые источники отчислений в местный бюджет, требуя их занесения на счет республиканского бюджета. А по факту продажи объектов коммунальной собственности на отдельных глав городов даже заводились уголовные дела. И это несмотря на то, что продажа этих объектов была санкционирована городскими кенешами в целях пополнения городского бюджета.
         По словам Исполнительного директора Ассоциации городов Б.Асанакунова, который считается ведущим специалистом республики в сфере коммунальной собственности, "до недавнего времени этот вопрос вызывал достаточно большие споры со стороны некоторых государственных органов власти, и в первую очередь, со стороны руководителей Фонда госимущества республики, так как они считали коммунальную собственность частью государственной собственности, и в вопросах отчуждения объектов коммунальной собственности права на эти действия относили к собственной компетенции, продолжая включать объекты, переданные в коммунальную собственность, в программы приватизации объектов государственной собственности".
         Закон должен покончить с таким положением вещей, передав все права на владение, пользование и распоряжение коммунальной собственностью органам местного самоуправления, как это и установлено в основном законе государства - Конституции Кыргызской Республики. В ближайшие дни мы опубликуем на сайте полный текст Закона.
        

         11-13 марта 2002 года, по сообщению Южного информационного центра Ассоциации городов Кыргызстана, в Оше состоялся семинар по теме "Финансирование городских дорог в Кыргызской Республике", организаторами которого выступили Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство финансов и рабочая группа по реформам финансирования городских дорог проекта "Городской транспорт". Семинар открыли заместитель министра финансов А.Келдибеков и мэр южной столицы Кыргызстана Ж.Сатыбалдиев.
        Причиной проведения семинара стала острая ситуация, сложившаяся по Дорожному фонду в республике. В первую очередь, обсуждались такие узловые проблемы как собираемость и распределение отчислений в Дорожный фонд.
        Однако в процессе обсуждения тема семинара расширилась, и выступившие на семинаре руководители финансовых отделов городов Бишкек, Ош, Джалал-Абад, рассказали участникам о ситуации, в целом сложившейся в сфере местных налогов и сборов. А участвовавшие в семинаре международные эксперты поделились опытом других страх по проведению бюджетной децентрализации. Об этом говорил международный консультант GTZ доктор Герхард Метчиес.
        В ходе семинара представители управления фискальной политики Министерства финансов Кыргызской Республики, а также финансовых органов Бишкека, Оша и Джалал-Абада обсудили вопросы о передаче права на введение местных налогов и сборов, установления их ставок районным и городским органам самоуправлении. Обсуждение также коснулось таких аспектов дорожной проблемы как возможность использования для развития дорожного хозяйства дополнительных источников финансовых поступлений. В частности, обсуждались варианты введения налога с розничных продаж на продажу автотранспортных средств; продажи городских маршрутов; сборов за въезд в города автотранспортных средств других государств; сборов за лицензирование автотранспортной деятельности.


         КЫРГЫЗСТАН РАЗВИВАЕТ КОНДОМИНИУМЫ

         По сообщению Международной ассоциации менеджеров городов (ICMA), 11-12 марта текущего года Бишкек посетила группа руководителей НПО Казахстана с целью ознакомления с опытом создания и развития кондоминиумов.
        Поездка прошла при финансовой поддержке ICMA в рамках осуществления проекта - разъяснительно-информационной компании по распространению среди населения Казахстана новых методов в управлении и содержании жилищного сектора.
        Казахстанскую делегацию принимала региональная Ассоциация кондоминиумов Чуйской долины "Наш дом", специалисты которой предоставили подробную информацию по содержанию многоэтажных домов Кыргызстана.
        В течение двух дней гости живо интересовались вопросами правового обеспечения системы кондоминиумов, регулирования взаимоотношений кондоминиумов с поставщиками коммунальных услуг, преимуществами и недостатками этой формы организации совместного домовладения, процедурами регистрации и налогообложения и т.д.
        В ходе оживленных дискуссий и встреч с представителями кондоминиумов Бишкека, Оша, Джалал-Абада, ведущими экспертами в этой сфере, казахстанцы получили исчерпывающую теоретическую и методологическую информацию, а также имели возможность увидеть практическое воплощение идей кондоминиумов в республике.
        Наших гостей заинтересовали и вопросы развития местного самоуправления в Кыргызстане. Эта тема была обсуждена в деловой атмосфере во время встречи с исполнительным директором Ассоциации городов КР Болотом Асанакуновым, мэром города Токмок А. Жаркинбаевым.
        Отметим, что визит гостей из Казахстана носил обучающий характер, во время которого лидеры НПО соседнего государства получили возможность изучить опыт содержания и развития жилищного сектора в нашей республике.
        В результате поездки, по словам казахстанских представителей, было почерпнуто много полезного в интересующем их вопросе, и опыт, приобретенный за эти дни, будет обязательно использован для развития института кондоминиумов в Казахстане.

         C 28 февраля по 3 марта 2002 года состоялась рабочая поездка представителей исполнительной дирекции Ассоциации городов Кыргызской Республики - исполнительного директора Болота Асанакунова и эксперта Ассоциации Кубанычбека Шадыбекова - по городам южного региона республики.
        Центральным событием в серии проведенных мероприятий стало открытие информационного центра Ассоциации городов в южной столице Кыргызстана - городе Оше. Создание информационного центра Ассоциации на юге республики связано с тем, что именно в этих регионах расположено большинство городов Кыргызстана: двенадцать из двадцати двух. В церемонии открытия приняли участие руководители городов южного региона - Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей республики, которые отметили важность создания такого центра для информационного обеспечения городов. В ближайших планах центра наладить регулярное обеспечение южных городов республики важнейшими нормативными правовыми актами и другой информацией, представляющей интерес для городов.
        Планируется, что центр будет работать не по "одноканальной" схеме взаимодействия, а обеспечит постоянную обратную связь с регионами, и на основе получаемой с мест информации поможет полнее учитывать в деятельности Ассоциации интересы регионов.
        В ходе бесед городские главы высказывали различные мнения о принятом 12 января 2002 года Законе "О местном самоуправлении и местной государственной администрации". В целом, мэры и главы городов позитивно оценивали сам факт принятия нового базового закона по местному самоуправлению и его качество, что позволило прояснить многие вопросы, касающиеся практики муниципального управления, сферы взаимоотношений местного самоуправления и государства.
        В то же время, некоторые из городских руководителей выразили пожелание в том, что в будущем следует продолжить совершенствование законодательной базы по местному самоуправлению, в частности, в направлении усиления кадровых полномочий руководителей городских муниципалитетов. Отдельные же главы городов районного значения сетовали на то, что по части кадровых назначений из всех глав местного самоуправления различных территориальных уровней они являются наиболее обделенными в правах. Как отмечали главы городов, даже в сельских муниципалитетах на назначение руководителей государственных учреждений - директоров школ и больниц - требуется согласие глав сельского самоуправления, а в городах районного значения такое право у глав городов не предусмотрено. А ведь глава местного самоуправления фактически отвечает за все происходящее на территории, что требует адекватных властных полномочий, в том числе и кадровых.
        В связи с этим участники дискуссий ратовали за то, чтобы сделать процесс законотворчества более открытым, шире привлекать к разработке новых законопроектов представителей с мест для того, чтобы формировать более эффективное и отвечающее жизненным реалиям законодательство.
         В последующие дни представители исполнительной дирекции посетили города Баткенской области - Сулюкту, Баткен и Исфану, которые только 16 февраля нынешнего года были приняты в состав Ассоциации. Проблем у этих городов много. Это и дефицит бюджета, и "простаивающая" экономика, но самое главное в том, что два города - Исфана и Баткен приобрели статус города совсем недавно: в 2000 и 2001 годах. И сейчас перед ними стоит задача переоформления социальной инфраструктуры из сельской в городскую, на что, разумеется, требуется немало средств.
        В целом поездка показала необходимость налаживания регулярного информационного обмена между центром республики и регионами, выявления "узких мест" в развитии городского самоуправления.

         1 марта 2002 года в Оше состоялся семинар по теме "Финансовый менеджмент в городах", организованный Урбан Институтом на базе информационного центра Ассоциации городов. Тема муниципальных финансов продолжает оставаться одной из "болевых точек" местного самоуправления в Кыргызстане, и разговор, который состоялся в рамках семинара, носил оживленный и заинтересованный характер. Участники семинара - а это были мэры и главы южных городов, руководители городских финансовых управлений и региональных казначейств - с большим интересом обсуждали проблемы, касающиеся практики и перспектив совершенствования местного бюджетного процесса. Особый интерес проявили мэры к представленной организаторами семинара концепции программного бюджетирования в Кыргызской Республике, а также к информации о практике применения новых подходов в управлении бюджетом в Венгрии, о которой рассказали ведущие эксперты Урбан Института, представитель Барентс групп, а также Исполнительный директор Ассоциации городов Болот Асанакунов.
        Рамкой для дальнейшего обсуждения проблемы послужил рассмотренный участниками семинара проект Закона "О финансово-экономических основах местного самоуправления". В процессе дискуссий участники высказывались за то, что необходимо менять практику местного бюджетирования, переходя на систему формирования муниципальных бюджетов "снизу-вверх", однако никто так и не высказал точного понимания, как это сделать на практике.
        В семинаре также приняла участие представитель Фонда "Евразия" Шакират Токтосунова, проинформировавшая глав городских муниципалитетов об условиях участия в конкурсе на получение грантов для компьютерного оснащения городов, а представители Урбан Института рассказали об аналогичном конкурсе для получения грантов на благоустройство территории.

28 февраля 2002 года в южной столице Кыргызстана - городе Оше состоится официальное открытие южного информационного центра Исполнительной дирекции Ассоциации городов Кыргызской Республики. В церемонии открытия планируется участие мэров городов южного региона республики. Основными целями информационного центра являются тесное взаимодействие с городами юга, обеспечение их информационными и справочными материалами, необходимыми для повседневной работы органов городской власти, содействие в организации проводимых Ассоциацией мероприятий. В частности, планируется организовать распространение по городам Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей правовой информации в сфере местного самоуправления и городского хозяйствования, в том числе новых законов Кыргызской Республики "О местном самоуправлении и местной государственной администрации", "О коммунальной собственности", иных нормативных правовых актов. В этот же день намечено провести "круглый стол" по вопросам организции городской жизнедетяльности, а также брифинг Ассоциациии городов для журналистов южного региона.

16 февраля 2002 года в Бишкеке состоялось отчетное собрание Ассоциации городов Кыргызской Республики, на которое съехались руководители 22 городов Кыргызстана. Это было первое собрание глав городов республики, на котором председатель Ассоциации отчитался о деятельности организации за начальный год, прошедший с момента ее учреждения в августе 2000 года. На встрече глав городов Кыргызстана также был обсужден проект Стратегического плана организации и рассмотрен ряд других вопросов, затрагивающих сферу интересов городов Кыргызстана. В их числе был и вопрос обучения руководителей и ответственных работников городских муниципалитетов, для чего в ходе собрания проводилось анкетирование мэров городов. А это позволит Ассоциации в дальнейшем более успешно решать вопросы подготовки муниципальных кадров. В ежегодном форуме кыргызских мэров приняли участие почетные гости - руководители и ответственные работники Администрации главы государства, Аппарата Премьер-министра, Министр по делам местного самоуправления и регионального развития, представители наиболее влиятельных международных организаций, аккредитованных в Кыргызстане. Открывая собрание, заместитель заведующего отделом организационной работы и политики государственного управления Администрации Президента Б.Баякеев отметил важный вклад Ассоциации городов в развитие городской кооперации и развитие местного самоуправления в целом. В своей речи он детально охарактеризовал прошлый год, который стал для Ассоциации пробным шаром своей деятельности, как год активного наступательного хода реформ. В частности, он обозначил три базовых момента, по которым весь ушедший год можно было назвать годом местного самоуправления. Во-первых, это был год введения всеобщей выборности глав муниципалитетов республики. Во-вторых, в первом году нового века 9 городов областного значения Кыргызстана были переведены на местное самоуправление. В-третьих, под занавес уходящего 2001 го