ЗАКОН
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 25 июня 2002 года
Настоящий Закон определяет сферу компетенции, форму и способ деятельности, процедуру избрания и освобождения от должности Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики.
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Контроль Омбудсмена (Акыйкатчы)
за соблюдением конституционных прав и
свобод человека и гражданина
Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Кыргызской Республики и в пределах ее юрисдикции на постоянной основе осуществляет Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики (далее - Омбудсмен (Акыйкатчы), который в своей деятельности руководствуется Конституцией, настоящим и другими законами Кыргызской Республики, действующими международными договорами
и соглашениями, к которым присоединилась Кыргызская Республика, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.
Сферой применения настоящего Закона являются отношения, возникающие при реализации прав и свобод человека и гражданина лишь между гражданином Кыргызской Республики, независимо от места его нахождения, иностранцем либо лицом без гражданства, которые находятся на территории Кыргызской Республики, и органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Статья 3. Цель контроля Омбудсмена
(Акыйкатчы) за соблюдением
конституционных прав и свобод человека и гражданина
Целью контроля Омбудсмена (Акыйкатчы) являются:
1) защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией и законами Кыргызской Республики, международными договорами и соглашениями, ратифицированными Кыргызской Республикой;
2) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина субъектами, указанными в статье 2 настоящего Закона;
3) предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению;
4) содействие приведению законодательства Кыргызской Республики о правах и свободах человека и гражданина в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики, международными стандартами в этой области;
5) улучшение и дальнейшее развитие международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
6) предупреждение любых форм дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод;
7) содействие правовой информированности населения и защита конфиденциальной информации о частном лице.
Глава II.
Принципы избрания и освобождения от должности
омбудсмена (акыйкатчы)
Статья 4. Требования к кандидату на должность Омбудсмена (Акыйкатчы) и его избрание
1. Омбудсменом (Акыйкатчы) может быть избран гражданин Кыргызской Республики.
2. Омбудсменом (Акыйкатчы) не может быть избрано лицо, имеющее судимость за совершение преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке.
3. Правом представления кандидатуры на должность Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики обладают Президент Кыргызской Республики, депутатские объединения, группа депутатов Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, состоящая не менее чем из семи человек, не входящих ни в одну из депутатских объединений, а также политические партии и общественные объединения.
По каждой из кандидатур Законодательному собранию Жогорку Кенеша Кыргызской Республики представляется мотивированное заключение Комитета по правам человека Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
4. Омбудсмен (Акыйкатчы) избирается на должность Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики тайным голосованием путем подачи бюллетеней.
5. За каждого кандидата на должность Омбудсмена (Акыйкатчы) депутаты голосуют в отдельности.
6. Омбудсмен (Акыйкатчы) считается избранным, если его кандидатура набрала простое большинство голосов депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
7. Если достаточное для избрания количество голосов получил больше чем один кандидат, но ввиду равного числа поданных за них голосов избранника выявить не удалось, голосование за эти кандидатуры проводится вместе и избранным считается тот, кто получит больше голосов. В случае равного количества полученных голосов процедура
голосования продолжается вплоть до выявления Омбудсмена (Акыйкатчы).
8. Если достаточного для избрания количества голосов не получил ни один из кандидатов, не ранее 7 и не позднее 14 дней со времени голосования проводятся повторные выборы.
9. В одном цикле выборов представлять одну и ту же кандидатуру можно только дважды.
10. Омбудсмен (Акыйкатчы) избирается за тридцать дней до окончания срока полномочий его предшественника.
11. В случае досрочного прекращения полномочий по причинам, указанным в статье 7 настоящего Закона, выборы нового Омбудсмена (Акыйкатчы) должны быть назначены в месячный срок.
12. По истечении срока полномочий Омбудсмен (Акыйкатчы) остается на своем посту до момента вступления в эту должность его преемника.
13. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики избирается сроком на 5 лет.
14. Одно и то же лицо не может занимать должность Омбудсмена (Акыйкатчы) более двух сроков подряд.
15. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики имеет не более трех заместителей. Заместителей назначает Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы).
1. При вступлении в должность Омбудсмен (Акыйкатчы) на совместном заседании Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приносит присягу следующего содержания:
"Я (имя и фамилия), вступая в должность Омбудсмена (Акыйкатчы), торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики и руководствоваться справедливостью и собственной совестью. Обязуюсь действовать независимо, ответственно и непредвзято, в интересах прав и свобод человека и гражданина".
2. Омбудсмен (Акыйкатчы) считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 6. Правовой статус Омбудсмена (Акыйкатчы)
1. Омбудсмен (Акыйкатчы) независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц. Вмешательство в его деятельность, воздействие на него в любой форме запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
2. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Кыргызской Республики не прекращает, не ограничивает и не приостанавливает деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы).
3. Омбудсмен (Акыйкатчы) обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий, а также в течение 24 месяцев после их окончания. Его нельзя будет задержать, нельзя будет открыть производство по его делу, на него не может быть наложен штраф, он не будет преследоваться, судиться в связи с мнениями, которые он сформулирует, а также за действия, которые он совершит при исполнении должностных обязанностей.
4. В остальных случаях и во время исполнения своих функций Омбудсмен (Акыйкатчы) без согласия Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут обыску или личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законодательством Кыргызской Республики для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Омбудсмена (Акыйкатчы) распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
5. В случае задержания Омбудсмена (Акыйкатчы) на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики. Генеральная прокуратура Кыргызской Республики уведомляет об этом Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, которое должно принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на задержание Омбудсмен (Акыйкатчы) должен быть немедленно освобожден.
6. При получении согласия Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики уголовное дело в отношении Омбудсмена (Акыйкатчы) может быть возбуждено только Генеральным прокурором Кыргызской Республики.
7. Статус Омбудсмена (Акыйкатчы) несовместим с мандатом депутата, политической должностью либо политической пропагандистской деятельностью; с активной службой в государственных органах власти; с принадлежностью к политической партии либо исполнением руководящей функции в политической партии, принадлежностью к профессиональному союзу, объединению либо фонду, а также с работой в них; с исполнением юридических и фискальных функций и с какой бы то ни было профессиональной, торговой или трудовой активностью.
8. В любом из вышеуказанных случаев несовместимости Омбудсмен (Акыйкатчы) должен сложить свои полномочия в течение десяти дней после своего избрания и прежде, чем он вступит в должность; в противном случае Омбудсмен (Акыйкатчы) не принимает назначения.
9. Пункты 7 и 8 настоящей статьи, касающиеся Омбудсмена (Акыйкатчы), имеют применение и к его заместителям.
Статья 7. Досрочное прекращение полномочий Омбудсмена (Акыйкатчы)
Полномочия Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики досрочно прекращаются в случае:
1) его отказа от дальнейшего исполнения обязанностей путем подачи письменного заявления о сложении своих полномочий;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
3) вступления в законную силу решения суда о признании лица, занимающего должность Омбудсмена (Акыйкатчы), пропавшим без вести или умершим;
4) смерти лица, занимающего должность Омбудсмена (Акыйкатчы);
5) нарушения им присяги;
6) перехода его на работу или не оставления им в течение 10 дней работы, не совместимой с выполнением полномочий Омбудсмена (Акыйкатчы);
7) прекращения или утраты им гражданства Кыргызской Республики;
8) признания его судом недееспособным;
9) недобросовестного, непрофессионального и пристрастного выполнения им своих обязанностей.
Эти положения применяются также в отношении заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы).
Заключение о наличии основания для досрочного освобождения от должности Омбудсмена (Акыйкатчы) должна дать временная специальная комиссия Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, утверждаемое не менее чем двумя третями от общего числа членов данной комиссии.
Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики при наличии указанных в настоящей статье оснований рассматривает вопрос о досрочном освобождении от должности Омбудсмена (Акыйкатчы) и принимает соответствующее постановление не менее чем тремя четвертями голосов депутатов от конституционного состава Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Глава III.
Полномочия Омбудсмена (Акыйкатчы)
Статья 8. Права Омбудсмена (Акыйкатчы)
Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики имеет право:
1) на безотлагательный прием Президентом Кыргызской Республики, Торага Законодательного собрания и Торага Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министром и членами Правительства Кыргызской Республики, председателями Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Кыргызской Республики, Генеральным прокурором Кыргызской Республики, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Кыргызской Республики, администрацией мест принудительного содержания граждан, руководителями других государственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, их должностными лицами;
2) присутствовать на заседаниях Законодательного собрания и сессиях Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, заседаниях Правительства Кыргызской Республики, Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Кыргызской Республики, коллегии Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики и других коллегиальных органов;
3) обращаться в Конституционный суд Кыргызской Республики с представлением о соответствии Конституции Кыргызской Республики законов Кыргызской Республики и иных нормативных правовых актов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, актов Президента Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики, касающихся прав и свобод человека и гражданина;
4) обращаться в Законодательное собрание и Собрание народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с ходатайством об официальном толковании Конституции и законов Кыргызской Республики;
5) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также воинские части; 6) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, общественных объединений и политических партий сведения, материалы и документы по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения заявления или жалобы;
7) доступа к информации, связанной со служебной, коммерческой и государственной тайнами, в порядке, определенном законодательством Кыргызской Республики;
8) требовать от должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности содействия проведению проверок деятельности подконтрольных и подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для участия в проведении проверок, экспертиз и представления соответствующих заключений;
9) приглашать должностных лиц, граждан Кыргызской Республики, иностранцев и лиц без гражданства для получения от них устных или письменных объяснений относительно обстоятельств, которые проверяются по делу;
10) посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения, учреждения отбывания осужденными наказаний и учреждения принудительного лечения и перевоспитания, психиатрические больницы, опрашивать лиц, находящихся в них, получать информацию об условиях их содержания и проверять документацию, удостоверяющую законность их пребывания в указанных учреждениях;
11) присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым;
12) обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно, а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом;
13) знакомиться в суде с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
14) в случае выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина направлять в соответствующие органы акты реагирования Омбудсмена (Акыйкатчы) для принятия ими мер;
15) проверять состояние соблюдения установленных прав и свобод человека и гражданина соответствующими государственными органами, в том числе осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
16) контролировать любую власть в связи с делами, по которым вынесено окончательное решение. Для исполнения своих обязанностей Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет доступ к объектам, используемым вооруженными силами, службой государственной охраны;
17) выслушать должностное лицо, ответственное за расследуемое им дело, а также любого работника органа, ведущего производство, и может потребовать проведения расследования руководителем обследуемого органа или руководителем его наблюдательного органа либо органа, который иным образом уполномочен проводить такое расследование в силу закона.
Статья 9. Обязанности Омбудсмена (Акыйкатчы)
1. Омбудсмен (Акыйкатчы) обязан соблюдать Конституцию, настоящий и другие законы Кыргызской Республики, иные нормативные правовые акты, права и охраняемые законом интересы человека и гражданина, обеспечивать выполнение возложенных на него функций и в полной мере использовать предоставленные ему права.
2. Омбудсмен (Акыйкатчы) обязан хранить конфиденциальную информацию. Это обязательство действует и после прекращения его полномочий. В случае разглашения таких сведений Омбудсмен (Акыйкатчы) несет ответственность в установленном законодательством порядке.
Омбудсмен (Акыйкатчы) не имеет права разглашать полученные сведения о личной жизни заявителя и других причастных к заявителю лиц без их согласия.
3. Омбудсмен (Акыйкатчы) обязан в установленном Законом Кыргызской Республики "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" порядке сообщить заявителю о результатах проверки жалобы.
1. Омбудсмен (Акыйкатчы) рассматривает заявления и жалобы граждан Кыргызской Республики, находящихся в Кыргызской Республике иностранцев и лиц без гражданства либо их представителей, неправительственных организаций, касающиеся деяний государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, учреждений, предприятий, должностных и юридических лиц, либо их актов о нарушениях прав и свобод, установленных законодательством Кыргызской Республики, международными договорами и соглашениями, участницей которых является Кыргызская Республика.
Здесь не могут быть препятствием гражданство, расовая и национальная принадлежность, религиозные и политические убеждения, место жительства, пол, несовершеннолетие, неправоспособность субъекта, интернирование или изоляция, а также какое-либо особое отношение подчиненности либо зависимости от администрации или государственной власти.
Омбудсмен (Акыйкатчы) осуществляет свою деятельность также на основании сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, которые получает из обращений депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики или по собственной инициативе.
2. Заявления и жалобы Омбудсмен (Акыйкатчы) рассматривает только в том случае, если заявитель оспаривает вступившее в законную силу решение вышестоящего органа, административного органа или суда, и когда заявления или жалобы касаются нарушения прав и свобод человека при рассмотрении вопроса.
3. Омбудсмен (Акыйкатчы) имеет право не рассматривать заявления или жалобы, по которым им было раньше принято решение, если не возникли новые обстоятельства.
4. Омбудсмен (Акыйкатчы) не рассматривает обстоятельства дела по тем жалобам, которые уже являются предметом судопроизводства, и прекращает свои действия, если уже после их начала заинтересованное лицо направит жалобу или апелляцию в суд либо Конституционный суд Кыргызской Республики. В любом случае Омбудсмен (Акыйкатчы) проявляет заботу о том, чтобы соответствующий административный орган рассмотрел в определенный срок и в определенной форме направленные ему жалобы и апелляции.
5. Органы государственной власти не могут направлять жалобы Омбудсмену (Акыйкатчы) по делам, находящимся в пределах их компетенции.
6. Рассмотрение Омбудсменом (Акыйкатчы) Кыргызской Республики заявления или жалобы не может воспрепятствовать рассмотрению аналогичных заявления или жалобы в соответствующей международной организации.
7. Заявления, жалобы и письма, направленные Омбудсмену (Акыйкатчы) лицами, находящимися в местах задержания, предварительного заключения и других местах ограничения свободы, являются конфиденциальными, их вскрытие и цензура запрещаются; они незамедлительно должны быть переданы Омбудсмену (Акыйкатчы) Кыргызской Республики.
8. Разговоры Омбудсмена (Акыйкатчы) либо его представителей с лицами, указанными в предыдущих пунктах, нельзя подслушивать или вводить в них помехи.
9. Обращения подаются Омбудсмену (Акыйкатчы) в письменной форме в течение года со дня выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина. При наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть продлен Омбудсменом (Акыйкатчы), но не более чем до двух лет.
10. Любая жалоба должна быть подписана заинтересованным лицом с сообщением имени, фамилии и места жительства и подана в форме обоснованного письма, на обычной бумаге и в срок, указанный в предыдущем пункте статьи.
11. Заявление и жалоба государственной пошлиной не облагаются.
12. Услуги, оказываемые заинтересованному лицу Омбудсменом (Акыйкатчы), являются безвозмездными.
13. Омбудсмен (Акыйкатчы) регистрирует внесенные жалобы и выдает расписки в получении этих жалоб, которые затем он принимает к рассмотрению либо отклоняет. В последнем случае он делает это в мотивированном письме, информируя заинтересованное лицо о лучших возможностях ведения дела, если, по его мнению, такие существуют, не препятствуя заинтересованному лицу предпринять те действия, которые он сам сочтет лучшими.
14. Омбудсмен (Акыйкатчы) не рассматривает анонимные жалобы и может отклонить те, в которых констатирует наличие недобросовестности, немотивированности, отсутствие притязаний, а также другие жалобы, рассмотрение которых нанесет вред законным правам третьего лица. Его решения не подлежат обжалованию.
15. По получении заявления или жалобы Омбудсмен (Акыйкатчы) самостоятельно принимает решение о начале проверки.
16. О принятом решении Омбудсмен (Акыйкатчы) доводит до сведения того государственного органа, должностного или юридического лица, деяние или решение которых обжаловано, чтобы они в срок до пятнадцати дней направили письменный доклад. Этот срок может быть продлен, если, по мнению Омбудсмена (Акыйкатчы), возникнут обстоятельства, которые сделают это обоснованным.
17. Отказ или упущение со стороны государственного служащего или его руководителей, связанные с представлением запрошенного доклада, могут быть сочтены Омбудсменом (Акыйкатчы) действием, направленным против его обязанностей. Такой факт он немедленно предает гласности и сообщает о нем в годовом или специальном докладе.
18. Отказ в принятии обращения к рассмотрению должен быть мотивированным.
Статья 11. Доклады Омбудсмена (Акыйкатчы)
1. До 1 апреля каждого года Омбудсмен (Акыйкатчы) представляет Законодательному собранию и Собранию народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики годовой доклад за период с 1 января по 31 декабря предыдущего года о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и их должностными лицами, которые нарушали своими действиями (бездействием) права и свободы человека и гражданина, и о выявленных недостатках в законодательстве о защите прав и свобод человека и гражданина.
2. В своем ежегодном докладе Омбудсмен (Акыйкатчы) указывает число и характер поступивших жалоб, включая жалобы, которые были отклонены (с указанием причин их отклонения) и жалобы, ставшие предметом рассмотрения.
Доклад содержит изложение проведенного производства по индивидуальным делам, которые по оценке Омбудсмена (Акыйкатчы) являются предметом общего интереса, и в нем перечисляются те дела, в связи с которыми обнаружены недостатки в области законодательства, административных положений или административной практики. По указанным делам Омбудсмен (Акыйкатчы) может составить и специальные доклады.
3. В ежегодном отчетном докладе Омбудсмена (Акыйкатчы) должны быть названы органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные и юридические лица, которые нарушали права и свободы человека, не считались с рекомендациями Омбудсмена (Акыйкатчы) о мерах по восстановлению этих прав.
4. Ежегодный отчет Омбудсмена (Акыйкатчы) должен содержать общие оценки, заключения и рекомендации по обеспечению прав и свобод человека в стране.
5. Если Омбудсмен (Акыйкатчы) сочтет, что жалоба является необоснованной, в докладе им не называется фамилия ни лица, подавшего жалобу, ни должностного лица, на которого подана жалоба. Если Омбудсмен (Акыйкатчы) сочтет это целесообразным, он может не называть фамилий также по другим делам. Доклад не может содержать сведений, являющихся государственной, промышленной и коммерческой тайной. Омбудсмен (Акыйкатчы) обеспечит также, чтобы информация, подлежащая сохранению в тайне, не была включена в доклад.
6. Доклад Омбудсмена (Акыйкатчы) снабжается приложением, содержащим бюджетный отчет учреждения за отчетный период.
7. Устное изложение доклада осуществляется Омбудсменом (Акыйкатчы) на заседаниях палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, причем депутатские объединения могут выступить для определения своего отношения к нему.
8. При необходимости Омбудсмен (Акыйкатчы) может представить Законодательному собранию и Собранию народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики специальный доклад (доклады) по отдельным вопросам соблюдения в Кыргызской Республике прав и свобод человека и гражданина.
9. По ежегодному и специальному (специальным) докладам Омбудсмена (Акыйкатчы) Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики принимает постановление, которое подлежит одобрению Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики простым большинством голосов.
Глава IV.
Ответственность органов государственной
власти и их работников
Статья 12. Обязанность содействия со стороны запрошенных организаций
1. Все органы государственной власти обязаны в срочном и приоритетном порядке оказывать помощь Омбудсмену (Акыйкатчы) в его расследованиях и инспекциях.
2. На стадиях проверки жалобы и расследования по ней или действий, предпринятых в силу занимаемой должности, Омбудсмен (Акыйкатчы), его заместители либо откомандированное им лицо могут явиться лично в любой государственный орган, учреждение или ведомство и ознакомиться со всеми нужными ему сведениями, провести беседы с соответствующими лицами, а также изучить все необходимые документы.
3. В связи с вышеизложенным государственные органы не могут отказать Омбудсмену (Акыйкатчы) в доступе к какому-либо документу административного характера, если он имеет отношение к деятельности либо службе, являющейся предметом расследования.
4. Если рассматриваемая жалоба касается поведения служащих органов государственной власти в связи с совершенными ими действиями, Омбудсмен (Акыйкатчы) уведомляет об этом причастных к делу лиц и их непосредственного начальника или вышестоящую организацию.
5. Омбудсмен (Акыйкатчы) может проверить правдивость представленных документов и предложить работнику органа государственной власти, причастному к делу, беседу с целью получения дополнительных сведений. От работников органа государственной власти, отказавшихся от беседы, Омбудсмен (Акыйкатчы) может потребовать представления в письменной форме своего решения с указанием причин отказа.
6. Сведения, полученные от работника органа государственной власти в результате его личных показаний, которые в ходе расследования могут повлечь негативные последствия в отношении него, носят конфиденциальный характер, что не противоречит положениям закона об уголовном судопроизводстве, относящимся к выявлению фактов, которые носят признаки состава преступления.
1. Воспрепятствование работе Омбудсмена (Акыйкатчы) или его расследованию со стороны какого-либо органа и его работников может быть предметом специального доклада, а также упоминания в соответствующей главе ежегодного доклада.
2. В случае воспрепятствования со стороны работника органа государственной власти в проведении Омбудсменом (Акыйкатчы) расследования, а также его отказа или недобросовестного отношения к представлению докладов, требуемых Омбудсменом (Акыйкатчы), актов и административной документации, необходимой для расследования,
Омбудсмен (Акыйкатчы) направляет в Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики заявление в целях принятия должных мер.
Глава V.
Организация деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы)
Статья 14. Аппарат Омбудсмена (Акыйкатчы)
1. Омбудсмен (Акыйкатчы) утверждает Регламент своей деятельности, в котором подробно определяет организацию и способ деятельности.
2. Для обеспечения деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) создается рабочий Аппарат Омбудсмена (Акыйкатчы). Структура, порядок и организация работы Аппарата определяются Омбудсменом (Акыйкатчы).
Лицу, занимающему должность Омбудсмена (Акыйкатчы), выплачиваются вознаграждение и средства на издержки в том же размере, что и Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Статья 16. Финансирование деятельности Омбудсмена
(Акыйкатчы)
1. Финансирование деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) и его Аппарата осуществляется из средств республиканского бюджета.
2. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) и его Аппарата. Объем этих средств определяет Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы).
3. Омбудсмен (Акыйкатчы) самостоятельно разрабатывает и исполняет смету расходов.
4. Финансирование деятельности Омбудсмена (Акыйкатчы) и его Аппарата может также осуществляться за счет средств, получаемых от других государств и международных организаций на основе договоров (соглашений), заключаемых Кыргызской Республикой или Омбудсменом (Акыйкатчы), а также из других источников, не противоречащих действующему законодательству Кыргызской Республики.
5. Финансовая отчетность представляется Омбудсменом (Акыйкатчы) в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
2. Выборы первого Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики должны быть назначены Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона, не позднее чем за один месяц до истечения года, в котором вступил в силу настоящий Закон.
3. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок после принятия настоящего Закона представить Жогорку Кенешу Кыргызской Республики:
предложения по приведению действующего законодательства в соответствие с настоящим Законом;
решить организационно-технические вопросы, связанные с введением института Омбудсмена (Акыйкатчы) в Кыргызской Республике.
Президент
г. Бишкек, Дом Правительства
от 31 июля 2002 года №136