ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ»
Статья 1. Местные
представительные и исполнительные органы власти
Местная власть состоит из представительных и
исполнительных органов, которые действуют в пределах своих полномочий.
Представительным
органом власти на территории Горно-Бадахшанской автономной области, в областях,
городах, районах является Маджлис народных депутатов.
Маджлис народных депутатов выражает и реализует волю населения
соответствующей административно-территориальной единицы с учетом
общегосударственных интересов.
Исполнительную
власть на территории Горно-Бадахшанской автономной области, области, города,
района осуществляет представитель Президента - Председатель Горно-Бадахшанской
автономной области, области, города, района, который действует на принципах единоналичия и осуществляет на соответствующей территории
функции государственного управления.
Представительную
и исполнительную власть соответствующих административно-территориальных единиц
возглавляет Председатель.
Местная
власть обеспечивает социальное и экономическое развитие соответствующей
территории, исполнение Конституции, законов Республики Таджикистан, постановлений
Маджлиси Оли, актов Президента, Правительства
Республики Таджикистан, решений вышестоящих Маджлиса
и Председателя.
Статья 2. Выборы в Маджлисы
народных депутатов. Назначение и освобождение
главы представительной и исполнительной власти на местах
Маджлис народных депутатов избирается гражданами Республики
Таджикистан, проживающими в соответствующих административно-территориальных
единицах.
Порядок
проведения выборов в местные Маджлисы народных
депутатов устанавливается законодательством Республики Таджикистан.
Председателей Горно-Бадахшанской автономной
области, областей, городов и районов назначает и освобождает от должности
Президент Республики Таджикистан и представляет их на утверждение
соответствующих Маджлисов народных депутатов.
Председатель Горно-Бадахшанской автономной
области, области, города, района назначается и утверждается из числа депутатов
соответствующего Маджлиса народных депутатов.
Срок полномочий Маджлиса
народных депутатов и председателей - пять лет.
Статья 3. Взаимоотношения представительных
органов власти различных уровней между собой
Маджлисы народных депутатов в пределах своей компетенции
осуществляют деятельность самостоятельно.
Решения
вышестоящего Маджлиса народных депутатов, не
противоречащие законам Республики Таджикистан, обязательны для исполнения нижестоящими Маджлисами народных
депутатов.
Вышестоящие
Маджлисы народных депутатов вправе делегировать нижестоящим
Маджлисам народных депутатов часть своих полномочий
или по взаимному согласию принять на себя осуществление части полномочий
нижестоящих Маджлисов народных депутатов.
Местные Маджлисы народных депутатов, Председатель
Горно-Бадахшанской автономной области, города, района вправе вступать в
договорные отношения с органами государственной власти и управления других
областей, городов, районов Республики Таджикистан в пределах предоставленной
компетенции в целях объединения материально-финансовых ресурсов для проведения
мероприятий, представляющих общий интерес, создания совместных предприятий,
хозяйственных организаций, координации работы в различных отраслях и сферах
управления.
Статья 4. Взаимоотношения представительных и
исполнительных органов власти с органами самоуправления
Маджлис народных депутатов и Председатель Горно-Бадахшанской
автономной области, области, города, района обеспечивают права органов
самоуправления на соответствующей территории.
Статья 5. Взаимоотношения Маджлиса
народных депутатов и Председателя с предприятиями учреждениями и организациями
Взаимоотношения
Маджлиса народных депутатов и Председателя с предприятиями,
учреждениями и организациями строятся исходя из обязательности исполнения решений
Маджлиса народных депутатов и Председателя, принятых
в пределах их компетенции, а также на основе договоров, учитывающих взаимные
интересы территорий, предприятий и трудовых коллективов.
Маджлис народных депутатов и Председатель вправе обратиться
в суд с исковым заявлением о признании недействительными актов предприятий, учреждений
и организаций, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан, а также о
возмещении ущерба, нанесенного ими населению соответствующей территории, а до
принятия решений судом приостанавливать действие оспариваемых актов.
Предприятия,
учреждения и организации вправе обратиться в суд с исковым заявлением о
признании недействительности актов Маджлиса народных
депутатов и Председателя, нарушающих их права, и о возмещении ущерба, нанесенного
незаконными действиями Маджлиса народных депутатов и
Председателя.
Статья 6. Права юридического лица
Маджлис народных депутатов пользуется правами юридического
лица.
Маджлис народных депутатов и Председатель имеют печати с
изображением Государственного Герба Республики Таджикистан и бланки
установленного образца.
Статья 7. Право на учреждение средств массовой
информации
Местный
Маджлис народных депутатов и Председатель вправе учреждать
свой печатный орган, использовать местное радио, телевидение и другие средства
массовой информации в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.
Статья 8. О соблюдении государственных
символов Республики Таджикистан
Государственный
Флаг и Государственный Герб Республики Таджикистан устанавливаются на зданиях
местного Маджлиса депутатов и представителя - Председателя
в залах, где проводятся сессии местного Маджлиса, а
также в случаях, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Статья 9. Законодательство Республики
Таджикистан о государственной власти на местах
Деятельность
органов государственной власти на местах регулируются Конституцией Республики
Таджикистан, настоящим Законом и другими законодательными актами Республики
Таджикистан.
Статья 10. Акты Маджлиса
народных депутатов, Председателя
Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной
области, области, города, района принимает решения.
Председатель
Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района принимает
решения и издает распоряжения.
Акты
Маджлиса народных депутатов и Председателя вступают в
силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте, и доводятся
до сведения предприятий, организаций, учреждений, соответствующих должностных
лиц и граждан.
Акты
Маджлиса народных депутатов и Председателя, принятые
в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на
территории области, города, района предприятиями, учреждениями, организациями,
независимо от ведомственной принадлежности, должностными лицами и гражданами.
В
случае несоответствия актов Маджлиса народных
депутатов и Председателя Конституции и законам Республики Таджикистан эти акты
отменяются вышестоящими органами или судом.
Глава II. Экономические основы деятельности местных
органов государственной власти
Статья 11. Формы собственности, составляющие
экономическую основу деятельности
местных органов государственной власти
Экономическую
основу деятельности местных Маджлисов народных депутатов
и Председателей составляют государственная собственность административно-территориальных
образований (коммунальная собственность), а также другие объекты, переданные в
соответствии с законами Республики Таджикистан, являющиеся источником получения
доходов соответствующей территории и удовлетворения социально-экономических
потребностей населения.
По отношению к объектам государственной собственности, находящимся
в исключительной собственности Республики Таджикистан, Маджлис
народных депутатов и Председатель Горно-Бадахшанской автономной области, области,
города, района осуществляют контроль в части эффективного размещения производственных
и социальных объектов, создания соответствующей инфраструктуры, рационального использования
природных и трудовых ресурсов, охраны окружающей среды, социальной защиты
населения и других сферах, предусмотренных законодательством.
Порядок
управления собственностью Горно-Бадахшанской автономной области, области, города,
района, а также объектами республиканской собственности, переданными в
установленном порядке в хозяйственное ведение области, города, района,
регулируется настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Таджикистан.
Статья 12. Собственность Горно-Бадахшанской автономной
области, области, города, района
Местным
Маджлисам народных депутатов Горно-Бадахшанской
автономной области, области, города, района принадлежат все правомочия
собственника на объекты, переданные ему в результате разграничения
государственной собственности или приобретенные им в соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
В собственности Горно-Бадахшанской автономной области, области, города,
района находится имущество соответствующего Маджлиса
народных депутатов, средства бюджета, объекты инженерной инфраструктуры и
другие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предприятия и объединения,
учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки
и культуры, другие учреждения, созданные или приобретенные за счет средств
Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района, в том числе на
долевых началах, или переданные безвозмездно местному
Маджлису народных депутатов от других источников, а
также ценные бумаги и финансовые активы.
Статья 13. Управление объектами собственности
Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района
Маджлис народных депутатов, Председатель осуществляют
управление объектами собственности соответственно Горно-Бадахшанской автономной
области, области, города, района в пределах устанавливаемых законодательством
Республики Таджикистан.
Маджлис народных депутатов и Председатель
Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района вправе
передавать объекты, находящиеся в собственности Горно-Бадахшанской автономной
области, области, города, района во временное или постоянное владение и пользование
в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Глава III. Финансовые основы деятельности Местных
органов
государственной власти
Статья 14. Финансовые ресурсы
Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района
Финансовые
ресурсы Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района
составляют средства бюджета, кредитные ресурсы, а также субвенции и дотации из
соответствующих вышестоящих бюджетов.
Финансовые
ресурсы Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района могут на
договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других областей, городов,
районов, а также расположенных на их территориях предприятий, учреждений,
организаций общественных объединений и граждан для финансирования совместных, в
том числе межтерриториальных программ социально-экономического развития.
Статья 15. Бюджетные права Маджлиса
народных депутатов и Председателя
Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной
области, области, города, района утверждает соответствующий бюджет и отчет о
его исполнении.
Разработка
проекта бюджета Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района
и его исполнение организуется Председателем. Проект бюджета представляется
Председателем по источникам доходов и направлениям расходов.
Финансирование
исполнительных органов осуществляется в размерах, предусмотренных
Правительством в бюджете.
Расходы
на содержание представительного органа определяются Маджлисом
народных депутатов.
Маджлис народных депутатов и Председатель в пределах их
компетенции несут ответственность за сбалансирование бюджета.
Статья 16. Доходы бюджета Горно-Бадахшанской
автономной области, области, города, района
Доходы
бюджета Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района
формируются за счет закрепленных законодательством Республики Таджикистан
источников и отчислений от общегосударственных налогов и доходов. Отчисления в
местный бюджет производятся в соответствии с законами Республики Таджикистан о
бюджетной системе, о налогообложении и другими законами Республики Таджикистан.
Кроме того, в вышеуказанные бюджеты
зачисляются:
-добровольные взносы и пожертвования
граждан, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;
-доходы от проведения субботников;
-доходы от местных займов,
денежно-вещевых лотерей и аукционов.
1.
В городской и районный (областного подчинения), районный (города Душанбе)
бюджет полностью зачисляются следующие доходы:
-
государственная пошлина, местные налоги и сборы;
-
дотации и субвенции, выделенные на покрытие дефицита бюджета, выделяются по
мере выполнения доходов и произведенных расходов;
-
поступления от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности или
хозяйственном ведении города, района;
-
дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы, полученные за счет
осуществления социально-экономических мероприятий.
II.
В городской и районный (областного подчинения), районный (города Душанбе)
бюджет зачисляются по ставкам и нормативам, утвержденным вышестоящим Маджлисом народных депутатов;
-
земельного налога;
-
акцизов;
-
налога на прибыль с предприятий;
-
налога на добавленную стоимость;
-
сумм ресурсных платежей;
-
сумм рентных (фиксированных) платежей;
-
сумм подоходного налога с граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и
лиц без гражданства.
Кроме
того зачисляются и другие доходы в соответствии с
законами Республики Таджикистан.
III.
Районные и городские Маджлисы народных депутатов
вправе предоставлять льготы отдельным категориям плательщиков местных налогов и
сборов, поступающих в соответствующий местный бюджет.
IV.
В бюджет Горно-Бадахшанской автономной области, областные бюджеты, бюджеты
города Душанбе, районов республиканского подчинения зачисляются по нормативам
поступления от:
а)
общегосударственных налогов, сборов и платежей;
-
налога на добавленную стоимость;
-
акцизов;
-
сумм рентных (фиксированных) платежей;
-
налога на прибыль предприятий, объединений и организаций.
б)
остальных видов налогов, сборов и платежей:
-
сумм подоходного налога с граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и
лиц без гражданства;
-
других доходов, предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Нормативы
отчислений от общегосударственных налогов, сборов и платежей, зачисляемых в
бюджет Горно-Бадахшанской автономной области, в областные бюджеты, бюджеты
города Душанбе и районов республиканского подчинения, утверждаются Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Нормативы
отчислений от общегосударственных налогов, сборов и платежей, зачисляемых в
бюджеты городов и районов областного подчинения и районов города Душанбе, определяются
Маджлисом народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной
области, областными и Душанбинским городским Маджлисами народных депутатов.
Статья 17. Расходы местного бюджета
Расходы бюджета Горно-Бадахшанской автономной области,
области, города, района осуществляются за счет доходов, а также дотаций, субвенций,
полученных из бюджетов вышестоящего территориального уровня. Председатель в
период между сессиями распоряжается свободными финансовыми ресурсами бюджета с
последующим внесением на сессию Маджлиса народных депутатов
для утверждения изменений по бюджету.
Статья 18.Резервный фонд Председателя
Местные Маджлиси народных депутатов
могут образовывать в пределах утвержденного бюджета резервный фонд Председателя
в размере 0,5 процента от общего дохода соответствующего местного бюджета.
Председатель распоряжается резервным
фондом и о его расходовании отчитывается перед Маджлисом
народных депутатов .
Положение об условиях и порядке
расходовании средств резервного фонда Председателя утверждается правительством
Республики Таджикистан .
Статья
19. Валютные фонды Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города
Душанбе и районов республиканского подчинения
Маджлис народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной
области, областной, Душанбинский городской и районов республиканского
подчинения Маджлисы вправе формировать фонд Горно-Бадахшанской
автономной области, области, города Душанбе и районов республиканского
подчинения в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и
использовать его в соответствии с решениями Маджлиса
народных депутатов.
Глава IV. Структура и организационные основы деятельности
Местной представительной власти
Статья 20. Организационные формы деятельности Маджлиса народных депутатов
Маджлис народных депутатов осуществляет свою деятельность на
сессиях, через постоянные и иные комиссии, а также путем реализации депутатами
своих полномочий в установленном законом порядке.
Статья 21. Сессия Маджлиса
народных депутатов
Основной
формой деятельности Маджлиса народных депутатов является
сессия, на которой он решает вопросы, отнесенные к его ведению
законодательством Республики Таджикистан.
Сессия Маджлиса
народных депутатов правомочна если на ней присутствуют не менее двух третей от
числа депутатов, избранных в данный Маджлис народных
депутатов .
Статья 22. Порядок созыва сессии Маджлиса народных депутатов
Первая сессия вновь
избранного Маджлиса народных депутатов созывается не
позднее чем в месячный срок после избрания в Маджлис
народных депутатов не менее трех четвертей от числа депутатов, установленного
для данного Маджлиса народных депутатов.
Сессия Маджлиса
народных депутатов созывается председателем, а в отсутствии председателя -
одним из его заместителей по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Сессии Маджлиса народных депутатов может созываться
также по инициативе не менее двух третей от числа депутатов соответствующего Маджлиса народных депутатов соответствующего Маджлиса народных депутатов. Решение о созыве сессии
доводится до сведения депутатов не позднее чем за семь
дней до открытия сессии.
На сессиях Маджлиса
народных депутатов председательствует Председатель, а в его отсутствии по
решению Маджлиса - один из депутатов данного Маджлиса.
На период проведения сессии Маджлиса народных депутатов из числа депутатов избирается
секретарь или секретариат сессии.
Первая сессия областного
Маджлиса народных депутатов во вновь образованной
области созывается Президиумом Маджлиси Оли
Республики Таджикистан не позднее чем в месячный срок со дня образования
области, а в случае проведения выборов в Маджлис
народных депутатов вновь образованной области - не позднее чем в трехнедельный
срок со дня выборов в областной Маджлис.
Первая сессия
районного, городского Маджлиса народных депутатов во
вновь образованном городе, районе созывается вышестоящим Маджлисом
народных депутатов, а в районе, городе республиканского подчинения Президиумом Маджлиси Оли Республики Таджикистан не позднее чем в
трехнедельный срок после выборов.
По
вопросам, выносимым на рассмотрение сессии, Председатель Маджлиса
народных депутатов в указанный срок представляет депутатам необходимые материалы.
Статья 23. Формирование повестки дня сессии Маджлиса народных депутатов
Вопросы
на рассмотрение Маджлиса народных депутатов вносятся
Председателем Маджлиса народных депутатов,
постоянными и иными комиссиями, депутатскими группами и депутатами.
Предложения
к повестке дня сессии могут представляться Председателю нижестоящим Маджлисом народных депутатов, вышестоящими органами власти
и управления, собраниями представителей граждан, общественными объединениями.
Повестка
дня сессии при ее обсуждении может быть дополнена и изменена.
Об
утверждении повестки дня сессии Маджлис народных
депутатов принимает решение.
Статья 24. Порядок проведения сессии Маджлиса народных депутатов
Сессии Маджлиса
народных депутатов открывает и ведет Председатель.
Сессии Маджлиса
народных депутатов проводятся в форме пленарных заседаний, а также заседаний
постоянных комиссий, объединенных общей повесткой дня. В работе сессии по
решению Маджлиса народных депутатов может быть сделан
перерыв на срок, устанавливаемый Маджлисом народных депутатов.
Статья 25. Регламент Маджлиса
народных депутатов
Порядок созыва и проведения сессии Маджлиса народных депутатов, внесения и рассмотрения
вопросов на сессии, образования и избрания органов Маджлиса
народных депутатов, заслушивания отчетов о их
деятельности, рассмотрения депутатских вопросов, проектов решений, порядок
голосования, принятия решений, определения числа приглашенных на сессию лиц и
другие вопросы организации работы сессии определяются регламентом Маджлиса народных депутатов утверждаемым на его сессии.
Статья
26. Гласность в работе Маджлиса народных депутатов
Сессия Маджлиса
народных депутатов и заседания его органов проводятся гласно и не гласно и
носят открытый характер.
О ходе работы сессии, принятых на ней
решениях население извещается местными средствами массовой информации.
Маджлис народных депутатов вправе большинством голосов
принять решение о проведении закрытого заседания.
Статья 27. Постоянные и временные комиссии Маджлиса народных депутатов
Для предварительного рассмотрения и
подготовки вопросов на сессию, содействия проведению в жизнь решений Маджлиса народных депутатов, законодательных актов
Республики Таджикистан осуществления в пределах своей компетенции контрольных
функций Маджлис народных депутатов на срок своих
полномочий избирает постоянные и временные комиссии.
Постоянные комиссии и их председатели
избираются соответствующим Маджлисом
народных депутатов из числа его народных депутатов на срок его полномочий.
Постоянные комиссии местного
Маджлиса народных депутатов:
-предварительно рассматривают программы
экономического и социального развития соответствующей территории, бюджет и
отчеты о выполнении программ и исполнении бюджета, вносят по ним свои замечания
и предложения, случае необходимости представляют эти замечания и предложения Маджлису;
-ведут работу по выявлению
дополнительных резервов и возможностей развития местной промышленности,
жилищного, коммунального хозяйства и благоустройства, улучшению социально-культурного,
бытового и иного обслуживания населения, подготавливают по этим вопросам
предложения и вносят их на рассмотрение соответствующего Маджлиса
народных депутатов;
-проверяют в пределах своих полномочий
работу управлений, комитетов и отделов Хукумата,
предприятий, учреждений и организаций, вносят предложения на рассмотрение Маджлиса и Председателя;
-осуществляют другие полномочия,
предусмотренные законами Республики Таджикистан и регламентом соответствующего Маджлиса народных депутатов.
В течение срока полномочий Маджлис может образовывать новые постоянные комиссии,
упразднять, реорганизовывать ранее созданные и вносить изменения в их составы.
Маджлис народных депутатов может образовывать временные
комиссии, задачи которых определяются при их образовании.
Постоянные комиссии на первом заседании
избирают из своего состава заместителя председателя, секретаря комиссии.
В состав постоянных комиссий местного Маджлиса не могут быть избраны Председатель, его
заместители, работники его аппарата.
Постоянные комиссии ответственны перед избравшим их Маджлисом и ему
подотчетны.
Постоянные комиссии местного
Маджлиса народных депутатов по вопросам, относящимся
к их ведению, вправе заслушивать руководителей управлений, комитетов и отделов Хукуматата.
Для решения и подготовки вопросов
комиссии могут привлекать специалистов.
Положения
о комиссиях утверждается соответствующим Маджлисом народных депутатов.
Статья 28. Депутат Маджлиса
народных депутатов
Депутаты являются полномочными
представителями избирателей и выражают их волю и интересы в Маджлисе
народных депутатов.
Полномочия депутата начинаются со дня
их утверждения Маджлисом народных депутатов и
заканчиваются в день открытия первой сессии Маджлиса
народных депутатов нового созыва, либо в случаях досрочного прекращения
полномочий.
Депутат обладает всей полнотой прав,
обеспечивающих его участие в деятельности Маджлиса
народных депутатов и образуемых им органов, несет обязанности
перед Маджлисом народных депутатов и его органами,
выполняет их поучения.
Депутат поддерживает связь с
избирателями, регулярно информирует их о работе Маджлиса
народных депутатов, выполнении планов, программ экономического, социального
развития территории, участвует в организации и контроле исполнения решений Маджлиса народных депутатов, изучает общественное мнение,
нужды и запросы населения, вносит предложения в Маджлис
народных депутатов.
На время сессий,
заседаний постоянных комиссий Маджлиса народных
депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в иных
предусмотренных законом случаях депутат освобождается от исполнения
производственных или служебных обязанностей с возмещением ему средней
заработной платы по основному месту работы и других расходов, связанных с
депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего местного бюджета.
Руководители государственных органов,
общественных объединений, предприятий, организаций и учреждений, независимо от
форм собственности, обязаны оказывать депутатам Маджлиса
народных депутатов необходимое содействие в осуществлении возложенных на них
функций.
В случае игнорирования законных
требований депутатов виновные должностные лица привлекаются к ответственности
по представлению Председателя в порядке, установленном законодательством.
Полномочия депутата прекращаются
досрочно по решению Маджлиса народных депутатов, принимаемому
в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по
закону несовместимо с выполнением депутатских обязанностей, либо в связи с
вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица,
являющегося депутатом, а также в случае утраты депутатом гражданства Республики
Таджикистан, выездом за пределы республики.
Полномочия
депутата могут быть прекращены досрочно по решению Маджлиса
народных депутатов, принимаемому в связи с личным заявлением депутата об отставке
ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий.
Депутат пользуется на территории
соответствующего Маджлиса народных депутатов правом
бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта (за исключением
такси).
Статья 29. Право запроса
Народный депутат, постоянная и
временная комиссии Маджлиса народных депутатов имеют
право обращаться с запросами к Председателю, иным руководителям исполнительной
власти и ее органов, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на
территории соответствующего Маджлиса
народных депутатов, по вопросам, относящимся к компетенции Маджлиса
народных депутатов.
Запрос вносится в письменной или устной
форме на сессии. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению.
Государственный
орган, должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему устный
или письменный ответ на сессии Маджлиса народных
депутатов. Ответ на запрос
представляется в установленный Маджлисом народных
депутатов срок и оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты
прения.
По ответу на запрос и результатам его
обсуждения Маджлис народных депутатов принимает
решения.
Статья 30. Организационное
материально-техническое и иное обеспечение деятельности Маджлиса
народных депутатов
Организационное,
материально-техническое и иное обслуживание деятельности Маджлиса
народных депутатов, оказание помощи народным депутатам в осуществлении их
полномочий обеспечивается аппаратом органа местной
исполнительной власти (Хукумата).
Глава V. Органы исполнительной власти на местах
Статья 31. Руководство исполнительной власти
на местах
Исполнительную власть в
Горно-Бадахшанской автономной области, в области, городе и районе возглавляет
Председатель.
Председатель
имеет первого заместителя и заместителей в количестве, определяемом
Правительством Республики Таджикистан.
Первый
заместитель, заместители Председателя Горно-Бадахшанской автономной области,
области, города, района назначаются и освобождаются от должности Председателем,
как правило, из числа депутатов соответствующих Маджлисов,
по согласованию с Президентом Республики Таджикистан, с последующим
представлением принятого решения на утверждение соответствующего Маджлиса народных депутатов.
При
назначении и освобождении первого заместителя, заместителей Председателя района
и города, входящих в Горно-Бадахшанскую автономную область и области, а также
районов г. Душанбе, учитывается мнение вышестоящего Председателя.
Заместителя
Председателя выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным
Председателем. В случае отсутствия Председателя или невозможности выполнения им
своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель или по
поручению Председателя один из заместителей.
Статья 32. Структура и штаты органов
исполнительной власти на местах
Органы
исполнительной власти на местах (Хукуматы) состоят из
управлений, комитетов, отделов и других подразделений, структура, порядок организации
и деятельность которых определяются соответствующими положениями, утверждаемыми
Правительством Республики Таджикистан.
Структура
и штаты органов исполнительной власти на местах устанавливаются и изменяются Председателем
по согласованию с Правительством Республики Таджикистан в пределах ассигнований
бюджета, утвержденного соответствующим Маджлисом
народных депутатов.
Структура
и штаты аппаратов местных Хукуматов устанавливаются
Правительством Республики Таджикистан.
Статья 33. Назначение и освобождение
руководителей структурных подразделений местных органов исполнительной власти
Руководители
структурных подразделений исполнительной власти по согласованию с вышестоящими
органами государственного управления назначаются и освобождаются от должности
соответствующим Председателем с последующим представлением принятого решения на
утверждение Маджлиса народных депутатов.
Маджлис народных
депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района вправе
тайным голосованием большинством в две третьих от общего числа депутатов выразить
недоверие руководителю структурного подразделения Хукумата
и поставить вопрос о его освобождении от должности перед Председателем, который
принимает по данному вопросу мотивирование решение и извещает о нем
соответствующий Маджлис народных депутатов.
Гдава VI. Полномочия маджлиса
народных депутатов и председателя
Статья 34. Полномочия Маджлиса
народных депутатов
К
основным полномочиям Маджлиса народных депутатов относятся:
утверждение
по представлению Председателя местного бюджета и отчета о его исполнении, перспективных
социальных и экономических программ развития, генерального плана и правил застройки
территории;
установление
размера местных налогов и сборов, пошлин, предоставление льгот по местным
налогам, сборам и платежам, поступающим в местный бюджет в соответствии с законодательством;
утверждение
Председателя и его заместителей в должности, освобождение Председателя и его заместителей
от должности, заслушивание отчетов об их деятельности;
утверждение
решений Председателя в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
утверждение
регламента Маджлиса народных депутатов, положений о
постоянных и иных комиссиях Маджлиса народных депутатов,
внесение в них изменений и дополнений;
образование,
избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов Маджлиса народных депутатов, изменение их состава,
заслушивание отчетов о их работе;
признание
и досрочное прекращение полномочий народных депутатов, дача согласия на
привлечение их к ответственности в случаях и порядке, установленных законодательством;
заслушивание
отчетов руководителей управлений, комитетов, отделов и других структурных
подразделений органов исполнительной власти;
утверждение
общей суммы расходов на обеспечение деятельности Маджлиса
народных депутатов;
утверждение
правил, предусматривающих административную ответственность за их нарушение;
рассмотрение
запросов народных депутатов и принятие по ним решений;
образование
и утверждение по представлению Председателя состава административной,
наблюдательной комиссий по делам несовершеннолетних и других;
принятие
решений о выпуске, условиях и размещений местных займов, облигаций и лотерей;
отмена
несоответствующих законодательству Республики Таджикистан решений Председателя
и нижестоящего Маджлиса.
Маджлис народных депутатов решает и другие вопросы,
отнесенные к его компетенции в области обеспечения и соблюдения прав и законных
интересов граждан, социально-экономического развития, охраны окружающей среды, памятников
истории и культуры, организационных вопросов и контроля в соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
Местный
Маджлис народных депутатов вправе тайным голосованием
большинством в две трети от общего числа депутатов выразить недоверие Председателю
и поставить вопрос о его освобождении от должности. Президент Республики Таджикистан
в течение месяца принимает по данному вопросу мотивированное решение.
Статья 35. Полномочия Председателя
Председатель:
организует
исполнение законов и иных актов Маджлиси Оли, актов
Президента Республики Таджикистан, Правительства, решений вышестоящих органов и
соответствующего Маджлиса народных депутатов;
принимает
решение о созыве сессии Маджлиса народных депутатов;
осуществляет
руководство подготовкой сессии Маджлиса народных
депутатов и вопросов, вносимых на ее рассмотрение;
ведет
заседание сессии Маджлиса народных депутатов,
обеспечивает соблюдение регламента Маджлиса народных
депутатов;
принимает
меры, связанные с укреплением правопорядка и усилением борьбы с преступностью, обеспечением
безопасности граждан, защитой их прав и здоровья, организует работу при
стихийных бедствиях эпидемиях и других экстремальных случаях;
представляет
на утверждение Маджлиса народных депутатов основные направления
экономического и социального развития территории, основные параметры бюджета и
отчеты об их исполнении;
подписывает
решения Маджлиса народных депутатов, протоколы, иные документы,
принимаемые или утверждаемые на сессии Маджлиса
народных депутатов;
представляет
на утверждение Маджлиса народных депутатов решения о
назначении и освобождении от должности своих заместителей и руководителей структурных
подразделений органов исполнительной власти;
отменяет
решения нижестоящих Председателей и вносит представления в Маджлис
народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Таджикистан,
законам и иным актам Маджлиси Оли, Президента
Республики Таджикистан, Правительства депутатов и Председателя;
контролирует
работу структурных подразделений органов исполнительной власти, руководители
которых назначаются и освобождаются соответствующим Маджлисом народных депутатов;
осуществляет
управление коммунальной собственностью, назначает и освобождает от должности руководителей
подведомственных предприятий, организаций и учреждений;
координирует
деятельность предприятий, организаций и учреждений республиканской
собственности в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим
органом;
дает
согласие на назначение руководителей государственных предприятий, организаций и
учреждений, не относящихся к коммунальной собственности, если законодательством
не предусмотрен иной порядок;
осуществляет
регулирование земельных отношений в соответствии с земельным законодательством
Республики Таджикистан;
принимает
решение о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах, подписывает
договоры, юридические и банковские документы;
не
реже одного раза в год представляет отчет Маджлису
народных депутатов о выполнении планов и программ развития соответствующей
территории, о состоянии владения, пользования и управления объектами
коммунальной собственности, других расположенных на подведомственной территории
предприятий, организаций и учреждений;
в
установленном законом порядке вносит представление о привлечении к дисциплинарной
ответственности должностных лиц за невыполнение ими актов Маджлиса
народных депутатов и Председателя;
рассматривает
ходатайства и вносит предложения о награждении государственными наградами;
выступает
официальным представителем области, района, города в республике и за рубежом;
организует
прием населения, рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан.
Председатель решает и другие вопросы, отнесенные законодательством
к его компетенции, в области планирования, бюджета, финансов, учета, управления
собственностью Горно-Бадахшанской автономной области, области, города, района и
взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности,
сельского хозяйства, использования земли и других ресурсов, охраны природы, строительства,
транспорта, дорожного хозяйства и связи, коммунального, торгового, социально-культурного
обслуживания, социальной защиты населения, обеспечения законности, правопорядка
и безопасности, охраны прав и свобод граждан.
Глава VII. Гарантии законности в деятельности маджлиса
народных депутатов и председателя
Статья 36. Контроль за законность в
деятельности Маджлиса народных депутатов и Председателя
Решения местного Маджлиса
народных депутатов, не соответствующие Конституции и законам Республики
Таджикистан, актам Маджлиси Оли, Президента
Республики Таджикистан, Правительства отменяются вышестоящими
представительными органами Республики Таджикистан или судом.
Акты
Председателей, противоречащие Конституции и законам Республики Таджикистан,
актам Маджлиси Оли, Президента Республики
Таджикистан, Правительства, а также государственным интересам Республики Таджикистан
приостанавливаются и отменяются вышестоящими Председателями, Правительством,
Президентом Республики Таджикистан.
Статья 37. Обязательность решений вышестоящих
органов власти для
нижестоящих
Решения
вышестоящих органов государственной власти, принятые в пределах их компетенции,
обязательны для исполнения нижестоящими органами.
Статья 38. Обжалование в судебном порядке
решений Маджлиса народных депутатов и председателя
Решения
Маджлиса народных депутатов и Председателя могут быть
обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными объединениями,
предприятиями, организациями и учреждениями, органами государственной власти и
управления, органами самоуправления, если эти решения противоречат
законодательству и нарушают их права и законные интересы.
Статья 39. Обязательность пересмотра решений Маджлиса народных депутатов и Председателя, опротестованных
прокурором
Решения
Маджлиса народных депутатов и Председателя, не
соответствующие Конституции и законам Республики Таджикистан, опротестованные
прокурором, пересматриваются самим местным органом либо вышестоящим
представительным органом или Председателем, либо по предложению
прокурора Правительством, а при необходимости Президентом Республики Таджикистан
или Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
Статья 40. Ограничения на занятие должностей и
получение доходов для должностных лиц Маджлиса народных
депутатов и Председателя
Председателю,
его заместителям и руководителям структурных подразделений исполнительной
власти запрещается:
занимать
другую должность;
заниматься
предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении акционерным
обществом, товариществом с ограниченной ответственностью, а также иным
негосударственным хозяйствующим субъектом;
Нарушение
указанными должностными лицами требований настоящей статьи, если в их действиях
не содержится признаков административного правонарушения или уголовно
наказуемого деяния, влечет дисциплинарную ответственность в виде освобождения
от должности.
Статья 41. Досрочное прекращение полномочий Маджлиса народных депутатов и Председателя
Полномочия
Маджлиса народных депутатов могут быть досрочно
прекращены Маджлиси Оли Республики Таджикистан в
случае неоднократного нарушения Маджлисом народных
депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов, районов
Конституции и законов Республики Таджикистан, прав и свобод граждан.
Полномочия
Маджлиса народных депутатов могут быть также досрочно
прекращены Маджлиси Оли Республики Таджикистан по
представлению вышестоящего Маджлиса народных депутатов
или Президиума Маджлиси Оли Республики Таджикистан в
случаях:
-
если вновь избранный Маджлис народных депутатов в
течение месяца со дня открытия первой сессии не образовал свои органы;
-
если Маджлис народных депутатов более двух месяцев не
может созвать сессию из-за неявки необходимого для кворума числа депутатов.
Полномочия
Маджлиса народных депутатов досрочно прекращаются
также в случае самороспуска Маджлиса народных
депутатов, если решение об этом принято голосами не менее двух третей депутатов
данного Маджлиса народных депутатов.
Полномочия
Председателя прекращаются в случаях:
-
утраты им гражданства Республики Таджикистан;
-
вступлении в законную силу обвинительного приговора
суда в отношении Председателя;
-
личного заявления о сложении полномочий.
Решение
о прекращении полномочий Председателя в указанных случаях принимается
Президентом Республики Таджикистан.
Президент
Республики Таджикистан
Э.РАХМОНОВ
город Душанбе, 1 декабря 1994 года
№1092,
(с учетом изменений и дополнений принятых на IX сессии Маджлиси Оли 21 мая
1998 года)