ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

О проекте Закона Кыргызской Республики

"О финансово-экономических основах местного самоуправления"

 

 

 Правительство Кыргызской Республики постановляет:

 

 1. Согласиться с проектом Закона Кыргызской Республики "О финансово-экономических основах местного самоуправления".

 

 2. Направить проект Закона Кыргызской Республики на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

 3. Назначить Министра Кыргызской Республики по делам местного самоуправления и регионального развития и Министра финансов Кыргызской Республики официальными представителями Правительства Кыргызской Республики при рассмотрении вышеуказанного законопроекта палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

 Премьер-министр                                                                          Н.Танаев

 

гишкек, Дом Правительства

от 15 января 2003 года №15

 

 Проект

 

ЗАКОН

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

"О финансово-экономических основах местного самоуправления"

 

Настоящий Закон регулирует финансовые и экономические отношения органов местного самоуправления айыла, поселка и города с государственными органами, другими органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, определяет порядок и принципы формирования и исполнения местного бюджета и внебюджетного фонда органов местного самоуправления айыла, поселка и города и межбюджетные отношения с вышестоящими территориальными уровнями.

 

Раздел I

Общие положения

 

 Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

 

 1. Бюджет органа местного самоуправления - бюджет местных сообществ, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления айыла, поселка и города.

 2. Бюджетная система Кыргызской Республики - включает бюджеты различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах.

 3. Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контроль за их исполнением.

 4. Бюджетные ссуды - денежные средства, выделяемые местным бюджетам на конкретные цели и на определенный срок из вышестоящих бюджетов и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в установленный срок.

 5. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в распоряжение государственных органов управления и органов местного самоуправления Кыргызской Республики.

 6. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственных органов и органов местного самоуправления.

 7. Трансферты - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Кыргызской Республики, физическому или юридическому лицу.

 8. Гранты - трансферты, предоставляемые бюджетом вышестоящего уровня бюджету нижестоящего уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе.

 9. Категориальные гранты - это трансферты, выделяемые из республиканского бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования определенных видов расходов бюджета органов местного самоуправления, гарантированных государством.

 10. Выравнивающие гранты - это трансферты, выделяемые из республиканского бюджета, для обеспечения финансирования расходов в соответствии с минимальными государственными социальными стандартами с целью поддержания стабильного экономического положения в вопросах финансирования услуг, имеющих важное значение для населения регионов и местного сообщества.

 11. Долевые (стимулирующие) гранты - это трансферты, выделяемые из республиканского бюджета органам местного самоуправления, в целях стимулирования эффективного расходования бюджетных средств, увеличения доходов бюджетов органов местного самоуправления и более полной мобилизации местных источников, а также для стимулирования расходования средств по государственным приоритетным программам и

проектам.

 12. Взаиморасчеты - средства, перечисляемые в/из бюджетов органов местного самоуправления в течение бюджетного года в связи с изменениями в доходах и/или расходах (1) в силу решений/обязательств, принятых Правительством Кыргызской Республики или местными органами власти вышестоящего территориального уровня, не предусмотренные в утвержденных бюджетах; и/или (2) в силу изменений в уровне производства, ценах или других процессах, имеющих место в национальной экономике, и которые отличаются от бюджетного среднесрочного прогноза, используемого в качестве основы для подготовки и утверждения государственного бюджета.

 13. Добровольные взносы - средства, предоставляемые бюджету органа местного самоуправления физическим или юридическим лицом на безвозмездной и безвозвратной основах для выполнения задач и функций, входящих в их компетенцию.

 14. Минимальные государственные социальные стандарты – стандарты государственных услуг, предоставление которых гражданам на минимальном уровне гарантируется Правительством Кыргызской Республики.

 15. Минимальная бюджетная обеспеченность - минимальный уровень денежных средств, необходимых органам местного самоуправления для предоставления минимальных государственных социальных стандартов в пределах их юрисдикции.

 16. Местные закрепленные источники доходов органов местного самоуправления - налоговые и неналоговые поступления, которые органы местного самоуправления имеют право самостоятельно вводить, собирать на основании законодательства Кыргызской Республики и уставов местных сообществ, и не подлежащие изъятию в бюджет другого территориального уровня управления.

 17. Коммунальная собственность - собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

 Статья 2. Основные принципы финансово-экономических основ органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Финансово-экономические основы органов местного самоуправления айыла, поселка и города базируются на следующих принципах:

 - разграничение функций государственной власти и органов местного самоуправления;

 - обеспечение необходимыми финансово-экономическими средствами для решения дел местного значения и исполнения делегированных отдельных государственных полномочий;

 - независимость местных кенешей в управлении финансово-экономическими средствами органов местного самоуправления.

 

Раздел II

Финансы органов местного самоуправления и межбюджетные отношения

 

 Статья 3. Общие положения по доходам органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Доходы бюджетов органов местного самоуправления айыла, поселка и города состоят из местных закрепленных налоговых и неналоговых поступлений; налогов и доходов, распределяемых на местном и республиканском уровнях; трансфертов, грантов, взаиморасчетов, добровольных взносов.

 2. Все налоговые и неналоговые поступления собираются и зачисляются в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 3. Доходы органов местного самоуправления айыла, поселка и города, получаемые из местных закрепленных налоговых и неналоговых поступлений, не могут изыматься органом вышестоящего территориального уровня государственного управления.

 4. Доходы органов местного самоуправления айыла, поселка и города не включают займы, используемые для покрытия бюджетного дефицита.

 5. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета органа местного самоуправления, распределяемые по нормативам отчислений, утвержденных согласно законодательству Кыргызской Республики, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении органов местного самоуправления айыла, поселка и города, эти доходы изъятию не подлежат и используются на финансирование расходов местного бюджета по усмотрению органов местного самоуправления айыла, поселка и города.

 6. Суммы предоставляемых налоговых льгот на задержку и отсрочку налоговых выплат и других обязательных платежей в бюджет полностью учитываются в доходной части соответствующего бюджета.

 7. Региональные отделения казначейства и налоговые службы должны регулярно и своевременно предоставлять органам местного самоуправления айыла, поселка и города всю необходимую информацию относительно доходов бюджета органов местного самоуправления айыла, поселка и города.

 

 Статья 4. Местные закрепленные налоговые поступления органов  местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Местные закрепленные налоговые поступления органов местного самоуправления айыла, поселка и города включают местные налоги, предусмотренные в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики, которые непосредственно поступают в бюджет органа местного самоуправления айыла, поселка и города по месту поступления налогов и не могут быть изъяты в бюджет другого территориального уровня управления.

 2. Сбор местных закрепленных налоговых поступлений может осуществляться уполномоченными налоговыми инспекторами органов местного самоуправления айыла, поселка и города.

 

 Статья 5. Местные закрепленные неналоговые поступления органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Местные закрепленные неналоговые поступления органов местного самоуправления айыла, поселка и города включают:

 1) доходы от управления и распоряжения коммунальным имуществом;

 2) арендную плату, взимаемую за земли Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий;

 3) другие неналоговые платежи в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

 4) специальные средства бюджетных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иных видов деятельности, установленных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 2. Неналоговые поступления, указанные в подпунктах 1), 2) и 3) настоящей статьи, непосредственно поступают в бюджет органа местного самоуправления айыла, поселка и города по месту их поступления и не могут быть изъяты в бюджет другого территориального уровня управления.

 3. Сбор местных закрепленных неналоговых поступлений осуществляется налоговыми инспекторами органов местного самоуправления айыла, поселка и города.

 

 Статья 6. Порядок распределения доходов и налогов, распределяемых  на местном уровне

 

 1. Для целей выравнивания бюджетной обеспеченности в местные бюджеты вышестоящего территориального уровня могут производиться отчисления от налогов и доходов, перечисленных в настоящей статье, а также сумм, поступивших от штрафов, пени и других санкций, налагаемых налоговыми органами по данным видам налогов по нормативам, устанавливаемым кенешем вышестоящего территориального уровня.

 2. Виды налогов и доходов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, распределяются в бюджеты органов местного самоуправления айыла, поселка и города согласно формуле, утвержденной решением Правительства Кыргызской Республики.

 3. Нормативы отчислений от видов налогов и доходов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, не подлежат изменению в течение трех лет.

 4. К налогам и доходам, распределяемым на местном уровне, относятся:

 1) единый налог для субъектов малого предпринимательства;

 2) земельный налог;

 3) доходы от обязательного патентирования.

 

 Статья 7. Порядок распределения доходов от налогов, распределяемых на республиканском уровне

 

 1. В бюджеты органов местного самоуправления айыла, поселка и города производятся отчисления от налогов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, а также сумм, поступивших от штрафов, пени и других санкций, налагаемых налоговыми органами по данным видам налогов по нормативам, устанавливаемым Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

 2. Виды налогов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, распределяются согласно установленному нормативу отчислений органу местного самоуправления айыла, поселка и города по месту поступления налогов.

 3. Нормативы отчислений от видов налогов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, определяются законами Кыргызской Республики и не подлежат изменению в течение трех лет.

 4. К налогам, распределяемым на республиканском уровне, относятся:

 1) налог на добавленную стоимость (НДС) на облагаемые поставки (на внутреннюю продукцию);

 2) акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;

 3) подоходный налог с физических лиц;

 4) налог на прибыль с юридических лиц, независимо от форм собственности.

 

 Статья 8. Гранты, взаиморасчеты и добровольные взносы

 

 1. Категориальные гранты:

 1) Категориальные гранты выделяются из республиканского бюджета органам местного самоуправления айыла, поселка и города на основе формулы, рассчитывающей потребность в финансировании государственных программ на местном уровне. Методы и формула расчета категориальных грантов определяются Правительством Кыргызской Республики.

 2) Выделяемые из республиканского бюджета категориальные гранты распределяются Министерством финансов Кыргызской Республики на каждый территориальный уровень местного бюджета вплоть до первичного уровня органов местного самоуправления.

 2. Выравнивающие гранты:

 1) Выравнивающие гранты рассчитываются и распределяются на основе формулы, утвержденной решением Правительства Кыргызской Республики, которая учитывает финансовый разрыв между потенциалом доходов и потребностями местного бюджета на финансирование расходов местного сообщества.

 2) Распределение выравнивающих грантов республиканского бюджета ведется с детальной разбивкой на областной, районный, городской, поселковый и айыльный уровень.

 3. Долевые или стимулирующие гранты:

 1) Долевые (стимулирующие) гранты из республиканского бюджета предоставляются органам местного самоуправления айыла, поселка и города на конкурсной основе. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут подавать заявки на получение долевых (стимулирующих) грантов из республиканского бюджета в соответствии с условиями, утвержденными решением Правительства Кыргызской Республики.

 4. Взаиморасчеты:

 1) В случае принятия нормативных правовых актов (за исключением актов органов местного самоуправления айылов, поселков и городов), в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы органов местного самоуправления айыла, поселка и города, соответствующие суммы компенсируются из республиканского бюджета или бюджетов органов вышестоящих территориальных уровней управления, а в случае уменьшения расходов или увеличения доходов органов местного самоуправления айыла, поселка и города соответствующие суммы изымаются в республиканский бюджет и бюджеты органов вышестоящего территориального уровня управления.

 2) Правительству Кыргызской Республики предоставляется право не позднее, чем за 30 дней до окончания квартала, вносить уточнения во взаимные расчеты в связи с уточнением показателей по контингенту общегосударственных налогов и других доходов, вызванных изменением объемов производства (работ, услуг), уровней цен, темпов инфляции и другими процессами, происходящими в экономике республики, которые отличаются от среднесрочного прогноза бюджета, используемого в качестве основы подготовки и утверждения республиканского бюджета.

 5. Добровольные взносы:

 1) Физические и юридические лица могут вносить добровольные взносы на безвозмездной и безвозвратной основе органам местного самоуправления айыла, поселка и города.

 2) Все добровольные взносы отражаются в доходах органа местного самоуправления айыла, поселка и города за период, в который они поступили.

 3) Все добровольные взносы в форме недвижимого и движимого имущества подлежат включению в реестр коммунальной собственности местного самоуправления в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О коммунальной собственности на имущество".

 6. Доходы органов местного самоуправления айыла, поселка и города могут быть перечислены в бюджет другого территориального уровня управления только по решению представительных органов местного самоуправления айыла, поселка и города.

 

 Статья 9. Займы органов местного самоуправления айыла, поселка и  города

 

 1. В рамках ограничений, предусмотренных настоящей статьей, органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут осуществлять займы в целях временной необходимости восстановления ресурсов денежных средств, капиталовложений, а также рефинансирования существующего долга.

 2. Займы органов местного самоуправления айыла, поселка и города могут быть краткосрочными (сроком до одного года); среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

 3. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут осуществлять заем путем выпуска муниципальных облигаций или других ценных бумаг. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ и проектов развития территории в порядке, установленном законодательством республики.

 4. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается средствами местного бюджета, а также коммунальным имуществом.

 5. Государство не несет ответственности по займам органов местного самоуправления айыла, поселка и города, и органы местного самоуправления айыла, поселка и города не несут ответственности по долговым обязательствам государства.

 6. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут осуществлять займы с согласия представительных органов местного самоуправления айыла, поселка и города и Министерства финансов Кыргызской Республики.

 

 Статья 10. Краткосрочные займы органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 В случае временной необходимости восстановления ресурсов денежных средств в течение бюджетного года органы местного самоуправления айыла, поселка и города вправе осуществить заем недостающих средств у кредиторов. Заем может быть осуществлен органами местного самоуправления айыла, поселка и города при совокупном соблюдении следующих условий:

 1) общий текущий долг не может составлять более 10 процентов от общих доходов, которые планируется получить в текущем году;

 2) общий текущий долг не может превышать сумму, которую орган местного самоуправления в состоянии погасить в течение года, в котором осуществлен заем;

 3) средства, полученные от размещения краткосрочного займа, не могут быть вложены в другие ценные бумаги;

 4) погашение займа в соответствии с настоящей статьей должно быть обеспечено доходом, который орган местного самоуправления айыла, поселка и города получит в течение оставшейся части бюджетного года, с учетом существующего залога доходов в счет погашения займа.

 

 Статья 11. Среднесрочные и долгосрочные займы органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Заем органов местного самоуправления айыла, поселка и города представляет собой долговое обязательство, погашаемое за счет любых фондов или доходов данного органа местного самоуправления айыла, поселка и города и зависящее исключительно от соглашения между данным органом местного самоуправления айыла, поселка и города и кредитором.

 2. Средства среднесрочного и долгосрочного займа не могут быть вложены в другие ценные бумаги, за исключением вложений в приобретение ценных бумаг юридических лиц, одним из учредителей которых являются органы местного самоуправления.

 

 Статья 12. Ограничения займов органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Органам местного самоуправления айыла, поселка и города запрещается осуществлять займы в случае, если обязательства по обслуживанию общего долга, включая предстоящие долговые обязательства, превышают 20 процентов годового дохода данных органов местного самоуправления айыла, поселка и города без учета средств, привлеченных в результате займов.

 2. Проценты по любым обязательствам с переменной ставкой рассчитываются на основе официальной процентной ставки на момент произведения расчета.

 3. Все займы органов местного самоуправления айыла, поселка и города фиксируются в реестре учета долговых обязательств местных органов власти, который ведется Министерством финансов Кыргызской Республики в координации с соответствующим органом местного самоуправления айыла, поселка и города согласно требованиям Министерства финансов Кыргызской Республики.

 4. Министерством финансов Кыргызской Республики производится специальная проверка органов местного самоуправления в следующих случаях:

 1) если они не погашают свои краткосрочные займы в конце того бюджетного года, в котором был осуществлен заем;

 2) если в любой момент в течение фискального года размер краткосрочных займов превышает сумму, установленную в пункте 1 настоящей статьи.

 5. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут предоставить займы из бюджетных ресурсов физическим и юридическим лицам только в том случае, если необходимые расходы в бюджете полностью обеспечены в годовом бюджете.

 1) Каждый предоставляемый заем не может превышать 2% годовых доходов органа местного самоуправления айыла, поселка и города, без учета поступлений от заимствований.

 2) Общая сумма предоставляемых займов не может превышать 5% годовых доходов органа местного самоуправления айыла, поселка и города, без учета поступлений от заимствований.

 3) Все займы должны гарантироваться залоговыми активами, оцениваемыми, как минимум, в 150% от суммы выдаваемого займа.

 

 Статья 13. Внебюджетные фонды органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут создавать местные внебюджетные фонды.

 2. Положения о местных внебюджетных фондах, включающие порядок формирования, использования и контроля за использованием средств фондов, утверждаются соответствующими кенешами айыла, поселка и города.

 3. Налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, не могут быть направлены во внебюджетные фонды.

 4. Средства внебюджетных фондов не подлежат изъятию органами другого территориального уровня управления и расходуются в соответствии с целевым назначением.

 5. Проверка правильности использования средств осуществляется Счетной палатой Кыргызской Республики и соответствующим кенешем.

 

 Статья 14. Организация работы по составлению и исполнению бюджета органов местного самоуправления

 

 1. В целях своевременного и качественного формирования проектов своих бюджетов органы местного самоуправления имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Кыргызской Республики, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

 2. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов органов местного самоуправления, включают в себя:

 1) нормативы отчислений от налогов, распределяемых на местном и республиканском уровнях;

 2) предполагаемые объемы грантов, предоставляемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Кыргызской Республики;

 3) виды и объемы расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Кыргызской Республики на другой;

 4) нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг;

 5) нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.

 3. Составление и представление бюджета:

 1) Годовые бюджеты органов местного самоуправления составляются и представляются Правительству Кыргызской Республики, местным государственным администрациям, иным органам местного самоуправления и общественности для обеспечения связи между расходами и финансируемыми программами и услугами.

 2) Бюджетные учреждения должны подготовить информацию по бюджету, которая указывает по каждой программе те услуги или политику, за которые они отвечают:

 - ресурсы, выделенные на каждую программу;

 - четкое описание целей;

 - соответствующие показатели для измерения результатов, эффективности и целесообразности каждой программы;

 - информация о фактическом и намечаемом исполнении каждого показателя.

 4. Бюджетный календарь и процедуры составления проектов бюджетов органов местного самоуправления:

 1) Бюджетный календарь и процедуры формирования проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

 2) Процедуры формирования бюджета:

 а) финансовыми органами областей и мэрией города Бишкек составляются и доводятся инструкции по составлению бюджета с графиком подготовки проектов бюджетов соответствующих районов и городов областного значения до 1 июня текущего года. Графики подготовки бюджетов должны соответствовать срокам подготовки проекта республиканского бюджета;

 б) в течение 15 дней с момента получения инструкций по составлению бюджета и целевых показателей по доходам и расходам, доведенным Министерством финансов Кыргызской Республики, финансовые органы областей и мэрия города Бишкек должны довести до финансовых органов соответствующих районов и городов областного значения информацию о целевых показателях по доходам и расходам, предполагаемых нормативах отчислений;

 в) финансовыми органами районов составляются и доводятся инструкции по составлению бюджета с графиком подготовки проектов бюджетов до финансовых органов соответствующих городов районного значения и айыл окмоту до 5 июня текущего года;

 г) в течение 10 дней после получения инструкций по составлению бюджета и целевых показателей по доходам и расходам из областей (10 июня текущего года) финансовые органы районов должны довести до финансовых органов соответствующих городов районного значения и айыл окмоту информацию о первоначальных целевых показателях по доходам и расходам, включая целевые показатели по регулируемым налогам и собственным доходам, предполагаемых нормативах отчислений, предполагаемых суммах категориальных и выравнивающих грантов;

 д) проекты доходной части консолидированных бюджетов областей и города Бишкек представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до 1 июля текущего года;

 е) проекты расходной части консолидированных бюджетов областей и города Бишкек представляются в Министерство финансов Кыргызской Республики до 1 августа текущего года;

 ж) после представления Правительством Кыргызской Республики проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики Министерство финансов Кыргызской Республики доводит уточненные целевые показатели по доходам и расходам до областей и города Бишкек для уточнения первоначальных цифр, доведенных ранее согласно положениям настоящей статьи;

 з) финансовые органы областей и города Бишкек устанавливают уточненные целевые показатели по доходам и расходам для соответствующих районов и городов областного значения в течение 10 дней со дня их получения из Министерства финансов Кыргызской Республики;

 и) финансовые органы районов устанавливают и доводят уточненные целевые показатели по доходам и расходам для городов районного значения и айыл окмоту в течение 10 дней со дня их получения из области;

 к) местные государственные администрации и органы местного самоуправления уточняют первоначальные проекты бюджетов после получения уточненных целевых показателей по доходам и расходам и представляют их в соответствующий представительный орган местного самоуправления для первоначального рассмотрения.

 4. Исполнение бюджетов органов местного самоуправления айыла, поселка и города осуществляется исполнительными органами местного самоуправления айыла, поселка и города через региональные отделения казначейства, налоговые и таможенные органы, местные финансовые органы в соответствии с росписями доходов и расходов, составленными на основании утвержденных бюджетов.

 5. Рассмотрение и утверждение бюджетов органов местного самоуправления производится гласно и публично на открытых сессиях кенеша и общественных слушаниях. Постановления кенешей об исполнении бюджетов органов местного самоуправления и решения кенешей о бюджетах на соответствующий год подлежат публикации в средствах массовой информации.

 

 Статья 15. Финансирование органов местного самоуправления областного и районного уровней

 

 1. Финансирование деятельности областных и районных кенешей и их аппаратов осуществляется из соответствующих областного или районного бюджетов в соответствии со сметой расходов и бюджетной росписью.

 2. Финансирование бюджетных учреждений областного и районного значения осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Кыргызской Республики.

 

 Статья 16. Финансирование иных органов местного самоуправления

 

 Отношения, связанные с финансово-экономическими основами курултаев, собраний, сходов граждан, территориальных общественных самоуправлений и иных форм осуществления местного самоуправления, регулируются соответствующими уставами местных сообществ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 

 Статья 17. Финансово-экономические подразделения органов местного  самоуправления

 

 1. Финансово-экономические подразделения айыла, поселка и города являются структурными подразделениями органа местного самоуправления айыла, поселка и города и руководствуются в своей деятельности решениями соответствующих кенешей, уставами местных сообществ, инструктивными положениями вышестоящих финансовых органов – по делегированным полномочиям.

 2. Задачи, функции, а также права и обязанности финансово-экономических подразделений определяются соответствующим кенешем в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 3. Глава финансово-экономического подразделения назначается на должность с согласия большинства депутатов соответствующего кенеша в айылах, поселках и городах распоряжением главы органа местного самоуправления, в районах и областях - Министерством финансов Кыргызской Республики. Предложения на назначение на должность главы финансово-экономического подразделения вносятся вышестоящим финансовым органом.

 4. Глава финансово-экономического подразделения освобождается от должности с согласия 2/3 голосов депутатов соответствующего Кенеша распоряжением главы органа местного самоуправления в айылах, поселках и городах, а в районах и областях - Министерством финансов Кыргызской Республики.

 

Раздел III

Экономические основы органов местного самоуправления

 

 Статья 18. Экономические основы органов местного самоуправления

 

 Экономическую основу местного самоуправления составляют недвижимое и движимое коммунальное имущество местного сообщества; денежные средства органов местного самоуправления; ценные бумаги, природные ресурсы, находящиеся на данной территории; иные объекты гражданских прав, а также предприятия, организации и учреждения, независимо от форм собственности.

 

 Статья 19. Коммунальная собственность

 

 1. Коммунальная собственность органов местного самоуправления включает в себя недвижимое и движимое имущество, в том числе денежные средства органов местного самоуправления; ценные бумаги и иные имущественные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

 2. Объекты коммунальной собственности могут предоставляться в качестве залога в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики. Решение о предоставлении коммунального имущества в качестве залога принимается исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и одобряется представительным органом местного самоуправления.

 

 Статья 20. Денежные средства органов местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 Все денежные средства органов местного самоуправления, находящиеся на счетах казначейства, являются муниципальной собственностью органов местного самоуправления айыла, поселка и города. Изъятие денежных средств, находящихся на счетах казначейства, другими органами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

 

 Статья 21. Преобразование государственных предприятий в  предприятия, учрежденные органами местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. Государственные предприятия, предоставляющие услуги, оказание которых было передано органам местного самоуправления, и/или имущество которых было передано в коммунальную собственность, подлежат преобразованию в коммунальные предприятия либо акционерные общества, учредителями которых будут являться органы местного самоуправления айыла, поселка и города, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 2. В процессе передачи прав и обязанностей государственных предприятий органам местного самоуправления айыла, поселка и города Правительство Кыргызской Республики производит реструктуризацию существующих долгов государственных предприятий за счет государственного бюджета, как необходимое условие обеспечения финансовой жизнеспособности и устойчивости преобразованных предприятий.

 

 Статья 22. Природные ресурсы

 

 Органы местного самоуправления имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами, включая землю, источники воды и месторождения ископаемых местного значения, находящимися на территории органа местного самоуправления, если они не отнесены к перечню государственных природных ресурсов.

 

 Статья 23. Иные объекты гражданских прав

 

 Органы местного самоуправления айыла, поселка и города имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться иными объектами гражданских прав, таких как:

 1) личные неимущественные права и другие нематериальные блага;

 2) контракты, за которые внесены авансовые платежи;

 3) кредиты, выдаваемые органами местного самоуправления айыла, поселка и города.

 

Раздел IV

Экономическая деятельность органов местного самоуправления  айыла, поселка и города

 

 Статья 24. Права органов местного самоуправления айыла, поселка и города на создание предприятий и некоммерческих организаций, а также на участие в хозяйственных товариществах и обществах

 

 1. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города имеют право создавать коммунальные предприятия и некоммерческие организации, а также участвовать в хозяйственных товариществах и обществах с целью обеспечения эффективного и оперативного решения дел местного значения, а также стимулирования экономического развития в пределах своей территории и получения прибыли.

 2. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут передавать функции на исполнение коммунальным предприятиям, некоммерческим организациям, а также хозяйственным товариществам и обществам, кроме функций, которые согласно законодательству Кыргызской Республики подлежат исполнению исключительно государственными органами или органами местного самоуправления.

 3. Коммунальные предприятия и некоммерческие организации создаются органами местного самоуправления айыла, поселка и города лишь в тех сферах жизни местного сообщества, в которых необходима поддержка органов местного самоуправления.

 

 Статья 25. Предприятия, учрежденные органами местного самоуправления айыла, поселка и города

 

 1. В учредительных документах коммунальных предприятий предусматриваются порядок взаимодействия органа местного самоуправления айыла, поселка и города и коммунального предприятия, право органов местного самоуправления решать вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения руководителя предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, в том числе право органа местного самоуправления айыла, поселка и города утверждать бюджет и тарифы на предоставление услуг и иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

 2. В учредительных документах хозяйственного товарищества или общества, учредителем которого является орган местного самоуправления айыла, поселка и города, предусматривается, что органу местного самоуправления принадлежит более половины акций хозяйственного товарищества или общества. Назначение представителей органов местного самоуправления айыла, поселка и города в орган управления хозяйственного товарищества или общества производится исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления айыла, поселка и города с согласия местного кенеша айыла, поселка и города.

 3. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города вправе инвестировать в коммунальные предприятия путем:

 1) закрепления коммунального имущества на праве хозяйственного ведения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

 2) производства капитальных вложений из бюджетных фондов согласно утвержденному годовому бюджету;

 3) реинвестирования прибыли коммунальных предприятий.

 5. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города вправе инвестировать в акционерные общества, учредителем которых являются органы местного самоуправления айыла, поселка и города, путем:

 1) передачи коммунального имущества в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

 2) производства капитальных вложений из бюджетных фондов согласно утвержденному годовому бюджету.

 

 Статья 26. Управление акциями акционерных обществ, принадлежащими органам местного самоуправления айыла, поселка и  города

 

 1. Управление и распоряжение акциями акционерных обществ, принадлежащими органам местного самоуправления айыла, поселка и города, включают в себя:

 1) определение акций, не подлежащих отчуждению;

 2) приобретение, отчуждение и иное распоряжение акциями;

 3) учет акций и контроль за их использованием.

 2. Сведения об акциях акционерных обществ, принадлежащих органу местного самоуправления айыла, поселка и города, подлежат включению в реестр объектов коммунальной собственности.

 

 Статья 27. Коммунальные некоммерческие организации

 

 1. Основной целью коммунальной некоммерческой организации является оказание услуг населению, стимулирование местного экономического развития. Физические и юридические лица могут предоставлять коммунальным некоммерческим организациям свою собственность на возвратной или безвозвратной основах, а также делать пожертвования и предоставлять субсидии на безвозмездной и  безвозвратной основах.

 2. В учредительных документах коммунальных некоммерческих организаций предусматриваются порядок взаимодействия органа местного самоуправления айыла, поселка и города и коммунальной некоммерческой организации и контроля со стороны органа местного самоуправления айыла, поселка и города, в том числе право органа местного самоуправления айыла, поселка и города утверждать бюджет и тарифы на предоставление услуг, а также иные права, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

 

 Статья 28. Муниципальный заказ

 

 1. В состав муниципальных заказов включаются заказы на производство продукции, работ и услуг для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения местных сообществ. Муниципальные заказы могут исполняться как коммунальным предприятием, так и иными физическими и юридическими лицами.

 2. Передача исполнения муниципального заказа иным юридическим лицам органами местного самоуправления айыла, поселка и города производится по договору, в соответствии с которым иным юридическим лицам могут быть переданы бюджетные средства и/или иное коммунальное имущество. Договорные отношения с частными предприятиями могут принимать концессионные и другие формы.

 3. Финансирование муниципального заказа осуществляется на основе договора органа местного самоуправления айыла, поселка и города с организациями и предприятиями. Сумма, подлежащая оплате за выполнение муниципального заказа, включается в расходную часть местного бюджета или внебюджетных фондов.

 4. На базовые виды услуг, на которые распространяются государственные стандарты и которые предоставляются населению как монопольные услуги (услуги водоснабжения, канализации, отопления и другие), органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут передавать полномочия коммунальным предприятиям, некоммерческим учреждениям, а также иным юридическим лицам при условии сохранения контроля органа местного самоуправления за тарифами.

 5. Субъект муниципального подряда определяется органами местного самоуправления айыла, поселка и города на основе открытого конкурса согласно законодательству Кыргызской Республики.

 

 Статья 29. Финансово-экономическое сотрудничество органов  местного самоуправления айыла, поселка и города, организаций и учреждений

 

 1. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут сотрудничать с другими органами местного самоуправления и/или местными государственными администрациями для обеспечения более эффективного и оперативного предоставления услуг населению и имеют право передавать определенные полномочия, бюджетные средства и иное коммунальное имущество.

 2. Сотрудничество может иметь форму:

 1) договора о предоставлении услуг от одного органа местного самоуправления айыла, поселка и города или местной государственной администрации другому местному органу власти;

 2) совместных бюджетных учреждений;

 3) совместных предприятий.

 3. Органы местного самоуправления айыла, поселка и города могут сотрудничать с органами территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов; уличные и квартальные комитеты; и другие органы, формируемые жителями определенного района с учетом местных условий и традиций) и передавать полномочия органа местного самоуправления айыла, поселка и города, бюджетные ресурсы и коммунальную собственность на праве оперативного управления.

 4. Все формы сотрудничества, а также передача полномочий, бюджетных ресурсов и прав на коммунальное имущество, указанные выше, могут быть установлены при условии одобрения со стороны соответствующего кенеша.

 

 Статья 30. Заключительные положения

 

 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок:

 - привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

 - внести предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.

 

 Президент

 Кыргызской Республики

 

Hosted by uCoz