Наши
консультации
Саипов Т.
депутат аильного
(сельского) кенеша, руководитель крестьянского хозяйства «Тенир»
Ошской области
Попова Т.,
редактор газеты «Вести Иссык-Куля»
(город Каракол)
С
введением в действие нового закона КР «О местном самоуправлении и местной
государственной администрации» много разных суждений, толкований той или иной
статьи закона. Особенно это проявляется при работе с районными государственными
администрациями. Существует такое мнение, что раз главы айыл окмоту и городов
районного значения избраны народом, то они и должны нести ответственность и
быть подотчетными только избравшему их населению, а не территориальным
государственным администрациям. Отражено ли данное положение в
законодательстве, так как иногда ссылаются на него? И по каким вопросам органы
местного самоуправления подотчетно районным государственным администрациям и
подотчетны ли им? Вправе ли толковать
статьи законов территориальные
государственные учреждения?
Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов
государственной власти всегда вызывали много вопросов из-за отсутствия четкого
разграничения полномочий. Однако проблемы подобного рода свойственны не только
нашей стране. Поиск оптимальной модели взаимоотношений местного самоуправления
и органов государственной власти - процесс динамический и в одночасье не
решается.
Что касается точек зрения, высказываемых отдельными лицами, такие
мнения существуют, но это только мнения, которые не отражены в нашем
законодательстве. В соответствии же с законодательством Кыргызстана органы
местного самоуправления несут ответственность как перед государством по
соблюдению и исполнению законов, так и перед своими избирателями (местными
сообществами) за результаты своей деятельности. На соответствующих территориях
(районы, области) государственным органом, осуществляющим исполнительную
власть, являются территориальные государственные администрации.
В соответствии с нормами Закона
КР «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» от 12
января 2002 года главы местного самоуправления аила,
поселка и города районного значения подотчетны по вопросам местного
самоуправления соответствующим кенешам (аильным,
поселковым и городским).
А по делегированным государственным полномочиям (общественный порядок,
распределение земель ФПС, сбор налогов и пошлин, ветеринарно-санитарные работы,
охрана урожая и т.д.) – вышестоящим органам государственной власти
(территориальным государственным администрациям).
С другой стороны, с принятием
новых законов КР «О местном самоуправлении и местной государственной
администрации» и «О коммунальной собственности на имущество», регулирующих
сферу местного самоуправления, возникает много вопросов по применению норм
законов на практике. Существуют много
проблем, которые не отражены и не решаются вышеуказанными законами, а иногда
имеющиеся нормы дают возможность двоякого толкования. Однако это не дает право толковать ту или
иную норму закона по своему усмотрению. В соответствии
со статьями 50-51 Закона КР «О нормативных правовых актах» в случае обнаружения неясностей нормативных
правовых актов, неправильной или
противоречивой практики их применения правотворческий орган, принявший
соответствующий акт, дает необходимые разъяснения его норм, оформляемые в
специальном акте. То есть толкование норм закона осуществляется Жогорку Кенешем
КР (Парламентом).
Белокуров Е.А.
глава города Шопоков
К нам
обращаются территориальные финансовые отделы, которые на основании письма
Министерства финансов КР, от 28 января 2002 года №09-12/619 требуют, чтобы мы
перечисляли доходы от арендной платы за объекты коммунальной собственности на
счета территориальных финотделов. У нас ежедневные трения по этому вопросу, так
как на наши утверждения, что в соответствии с письмом Минфина это касается
только государственных помещений (т.е. объектов, находящихся в государственной
собственности) не принимаются во внимание. Чаще всего нам отвечают, что
коммунальная собственность - часть государственной и поэтому данное письмо распространяется и на
объекты коммунальной собственности. Как нам решить данную ситуацию и есть ли
юридические предпосылки для их решения?
В инструктивном письме Министерства финансов КР от 28 января 2002 года
“Об организации работы по исполнению местных бюджетов в 2002 году” местным
органам указано принять к сведению, что “доходы, полученные бюджетными организациями от
арендной платы за государственные помещения полностью перечисляются в
доходную часть республиканского бюджета”.
На наш взгляд, содержание данного инструктивного письма сформулировано
достаточно точно, и не подлежит сомнению, что указанные требования относятся исключительно к
помещениям, находящимся в государственной собственности. И требование отдельных территориальных финансовых структур
о том, чтобы органы местного самоуправления перечисляли в доходную часть
республиканского бюджета не только доходы от арендной платы за использования
государственных помещений, но и от объектов коммунальной собственности,
свидетельствует, что на местах данная норма все же трактуется двояко. Скорее
всего, это связано с тем, что на местах не знают или не понимают разницу между
этими формами собственности. С 1996 и 1998 годов существует четко прописанная
конституционная норма о том, что государственная и коммунальная формы
собственности являются равноправными.
Однозначно, требование местных финансовых органов противоречит нормам
Конституции Кыргызской Республики, Гражданского кодекса, а также принятого 15
марта 2002 года Закона “О коммунальной собственности на имущество”, где в
соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона – «доходы от аренды коммунальной
собственности полностью остаются в распоряжении органов местного
самоуправления».
Шаимкулова А.
Мэрия города Ош
Какие правовые акты местного значения должны регистрироваться в органах юстиции?
В соответствии с
пунктом 3.2. Разъяснения Министерства юстиции КР о применении
«Положения о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов
министерств, Фонда государственного имущества Кыргызской Республики,
государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики»,
утвержденного постановлением
Правительства Кыргызской Республики от
21июля 1997 года № 424, направлению на государственную регистрацию
подлежат акты всех видов
(приказы, инструкции, положения,
постановления, разъяснения и т.п.), если в них имеется одна или более
норм следующего содержания:
а/
затрагивающие гражданские, политические, социально-экономические, культурные и
иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их
осуществления, закрепленные в
Конституции и в законодательных актах Кыргызской Республики, а также устанавливающие вновь
либо изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой
механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на
момент представления акта на регистрацию;
б/
носящие межведомственный характер, т.е.
являющиеся обязательными для других
органов исполнительной власти, иных
органов управления, а также для
предприятий, учреждений, организаций, не
входящих в систему органов исполнительной власти, утвердившего нормативный
правовой акт.
Семенова Лидия
Сергеевна
Председатель
общественного самоуправления
микрорайона
«Спутник» города Джалал-Абад
В границах деятельности нашего территориального общественного самоуправления отведен участок под строительство развлекательного заведения. Должны ли были структуры, предоставляющие земельный участок согласовать это с органами территориального общественного самоуправления или они могут и так выделять участки без согласия ТОСов?
Если в соответствии
с решением местного кенеша границы вашей деятельности
официально утверждены, то в вашей ситуации орган, предоставивший участок был не
совсем правомочен это делать. В силу того, что в соответствии
с пунктом 7 Положения «О вопросах
развития территории, обязательных для предварительного согласования с органами
территориального общественного самоуправления в Кыргызской Республике»,
утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 октября
2001 года N 625 в перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты
без предварительного согласования с органами ТОС относится - предоставление
разрешения на отвод земли на территории соответствующего ТОС для
строительства и расширения предприятий и других объектов производственного и
социально-культурного назначения.