ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
БЮДЖЕТНОГО ПРАВА
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
(В редакции Закона КР от 13
июля 1999 года N 69)
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 20 марта 1998 года
Одобрен Собранием народных представителей
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 8 мая 1998 года
Настоящий Закон определяет основные принципы формирования и исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов Кыргызской Республики.
Бюджетную систему Кыргызской Республики составляют самостоятельные республиканский и местные бюджеты,
включаемые в государственный (консолидированный) бюджет Кыргызской
Республики.
Основой
самостоятельности бюджетов является наличие установленных законодательством
Кыргызской Республики собственных источников доходов у всех звеньев бюджетной
системы.
Вмешательство вышестоящих органов в процесс разработки и утверждения бюджетов местными Кенешами и
айыл окмоту не допускается, за исключением случаев, связанных с несоблюдением местными Кенешами утвержденных Кенешами
вышестоящего территориального уровня нормативов отчислений от
общегосударственных налогов и других доходов,
а также размеров грантов.
Вмешательство вышестоящих органов в процесс исполнения утвержденных
местными Кенешами бюджетов не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Законом,
(В редакции Закона КР от 13
июля 1999 года N 69)
Республиканский бюджет составляется и исполняется Правительством Кыргызской Республики,
местные бюджеты - местными государственными администрациями, органами местного
самоуправления и айыл окмоту. Республиканский бюджет рассматривается и
утверждается Жогорку Кенешом, местные бюджеты - местными Кенешами.
Порядок
составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения республиканского бюджета определяется настоящим Законом, а местных
бюджетов, кроме того, - другими
законами Кыргызской Республики и решениями соответствующих кенешей в рамках
законодательства Кыргызской Республики.
Изменения в закон о республиканском бюджете, проекты законов о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств
государства, другие проекты
законов, предусматривающие увеличение
расходов, покрываемых за счет
государственного бюджета, либо сокращение его доходной части, могут быть
приняты только
с согласия Правительства Кыргызской Республики.
Министерство финансов Кыргызской Республики ежегодно рассчитывает
укрупненные прогнозные показатели государственного (консолидированного) бюджета Кыргызской Республики на предстоящий
год, а также формирует государственный (консолидированный) бюджет и
годовой отчет о его исполнении путем
суммирования утвержденных в установленном порядке бюджетов, входящих в бюджетную систему Кыргызской
Республики, и годовых отчетов о их исполнении.
Государственный (консолидированный) бюджет Кыргызской Республики сосредотачивает в себе часть
валового внутреннего продукта (ВВП) государства, является основным финансовым
планом образования и использования
фонда его денежных средств и представляет собой сметы
доходов и расходов соответствующих органов государственной власти.
Закон о
республиканском бюджете Кыргызской Республики уполномочивает Правительство Кыргызской
Республики, местные государственные
администрации, органы местного
самоуправления и айыл окмоту на осуществление расходов и принятие обязательств.
Бюджетное регулирование и прогнозирование является составной
частью регулирования экономики и прогнозирования социально-экономического
развития Кыргызской Республики.
Правительство Кыргызской Республики,
местные государственные администрации,
органы местного самоуправления и
айыл окмоту проводят единую бюджетно-финансовую
политику.
Кыргызская Республика в рамках
межгосударственных
соглашений и международных
договоров координирует бюджетно-финансовую политику республики с другими
государствами.
Взаимоотношения республиканского бюджета с бюджетами областей
и г. Бишкек регулируются настоящим Законом, другими законодательными
актами Кыргызской Республики.
Взаимоотношения между местными
бюджетами различных уровней регулируются настоящим Законом, другими
законодательными актами Кыргызской Республики
и решениями местных
кенешей вышестоящих территориальных уровней, принимаемыми ими в пределах
своей компетенции.
Проекты
законов и других нормативных правовых
актов, в которых находят отражение вопросы,
касающиеся бюджета, предварительно согласовываются с Министерством
финансов Кыргызской Республики.
Все законодательные
и другие нормативные акты должны соответствовать настоящему Закону в части
вопросов, касающихся бюджета и финансов, а также законам Кыргызской
Республики о республиканском бюджете.
Правительство Кыргызской Республики своим решением создает
Бюджетную комиссию Правительства Кыргызской Республики.
Комиссия
призвана осуществлять общегосударственную политику в области доходов
и расходов бюджета и в отношении
дефицита бюджета, а также
государственное планирование и контроль за исполнением бюджета.
Комиссия
регулярно осуществляет свою
деятельность в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством
Кыргызской Республики.
В
состав Комиссии входят министр финансов
Кыргызской Республики, представители Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики
и отдельных отраслевых
министерств, государственных комитетов
и административных ведомств.
Поименный состав Бюджетной комиссии утверждается Правительством
Кыргызской Республики. В состав Комиссии также включаются представители
Собрания народных представителей и Законодательного собрания Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики, Национального
банка Кыргызской Республики, областных
государственных администраций и местного самоуправления г. Бишкек.
Среднесрочный прогноз бюджета представляет собой инструмент
управления государственными финансами,
позволяющий Правительству Кыргызской Республики иметь представление о
будущих объемах ресурсов
с целью планирования предстоящих расходов в целом и по каждой
отрасли, четко определить приоритетные
направления деятельности государства, особенно в части приоритетных
инвестиционных проектов.
Среднесрочный
прогноз бюджета составляется на три года, следующих за текущим,
и должен отражать показатели
текущего бюджетного года и трех последующих лет,
Разработка среднесрочного
прогноза бюджета осуществляется на основе показателей индикативного плана
развития.
Среднесрочный прогноз должен содержать следующие показатели:
а)
доходы бюджета с выделением основных видов
налогов и других доходов;
б)
расходы бюджета в разрезе основных групп расходов с выделением текущих
расходов, бюджет развития (в том числе
капитальные вложения, геологоразведочные работы, наука и др.);
в)
дефицит бюджета и источники его покрытия.
Среднесрочный прогноз бюджета представляется Министерством финансов Кыргызской Республики в Бюджетную комиссию
Правительства Кыргызской Республики не позднее 1 мая текущего года.
Бюджетная комиссия Правительства Кыргызской Республики рассматривает
среднесрочный прогноз бюджета до 15 мая
и завершает разработку основных принципов, устанавливая максимальные размеры расходов
по министерствам, государственным
комитетам, административным ведомствам,
государственным комиссиям, другим органам, финансируемым из бюджета.
Утвержденные Бюджетной комиссией показатели среднесрочного прогноза
бюджета в виде контрольных цифр доводятся до министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных
комиссий, других органов, финансируемых из бюджета, Министерством финансов
Кыргызской Республики.
Среднесрочный прогноз бюджета пересматривается не реже одного раза в
полгода в случае изменения налоговой и бюджетной политики и экономической ситуации.
Показатели прогноза используются для определения доходной и расходной частей бюджета на предстоящий год.
Бюджетная комиссия Правительства Кыргызской Республики после
разработки среднесрочного прогноза
бюджета представляет его на одобрение Президенту Кыргызской Республики.
Кассовое
исполнение бюджета осуществляется Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики и его региональными отделениями
через банки - агенты.
Комиссионная плата за оказанные услуги определяется Центральным
казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики на конкурсной основе.
Бюджетным годом на территории Кыргызской Республики является промежуток
времени с 1 января по 31 декабря включительно.
Счетный период включает финансовый год и период после его завершения,
составляющий не более одного месяца, в течение которого завершаются операции по
обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета за отчетный год.
Конкретный срок завершения операций по бюджету определяется ежегодно Министерством финансов Кыргызской
Республики.
Рассмотрение и утверждение республиканского и местных бюджетов производится Жогорку Кенешом Кыргызской
Республики, местными Кенешами всех
уровней гласно и публично, за
исключением рассмотрения вопросов, отнесенных законодательством Кыргызской
Республики к категории государственных тайн, разглашение которых может нанести ущерб государственным
интересам, суверенитету, экономической и государственной безопасности.
Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по отчету
об исполнении республиканского
бюджета, местных кенешей - об
исполнении местных бюджетов, Закон Кыргызской Республики о республиканском
бюджете и решения кенешей о местных
бюджетах на соответствующий год подлежат публикации в средствах массовой
информации.
Статья 13. Сроки представления проекта и отчетов по государственному (консолидированному) бюджету
Государственный (консолидированный)
бюджет на текущий год представляется Правительству Кыргызской Республики
после утверждения бюджетов областей и г. Бишкек, а годовой отчет о его
исполнении - до 20 мая года, следующего
за отчетным. В отчет об исполнении
бюджета также включается информация о реализации Программы
государственных инвестиций.
Правительство Кыргызской Республики
представляет Президенту Кыргызской Республики государственный (консолидированный) бюджет
после утверждения бюджетов областей и г. Бишкек, а годовой отчет о
его исполнении - не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.
Министр
финансов Кыргызской Республики
обеспечивает надлежащее составление и исполнение государственного
бюджета.
В
Кыргызской Республике используется единая классификация доходов и расходов
бюджета для республиканского и местных бюджетов, утверждаемая Министерством
финансов Кыргызской Республики.
Бюджетная классификация должна
обеспечивать унификацию форм бюджетной статистики и сопоставимость с
международной практикой.
Проект
республиканского бюджета представляется на утверждение в Жогорку
Кенеш Кыргызской Республики в соответствии с бюджетной классификацией, которая
включает в себя организационную (административную) классификацию (по
министерствам, государственным
комитетам, административным
ведомствам, государственным
комиссиям, агентствам и другим органам
исполнительной власти).
Производимые в процессе исполнения бюджета расходы бюджета не могут
превышать их предельные размеры, предусмотренные
в бюджетах, утвержденных Жогорку Кенешом
Кыргызской Республики, соответствующими местными Кенешами и айыл
окмоту.
Изменения показателей утвержденного бюджета как в целом по доходам и расходам, так и по разделам, главам, подглавам доходов
и основным группам, группам, подгруппам расходов могут быть
приняты Жогорку Кенешом Кыргызской Республики и местными Кенешами только при
наличии конкретных, обоснованных источников покрытия дополнительных расходов и
выпадающих доходов.
Решения
о выдаче бюджетных ссуд из республиканского
бюджета министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным
комиссиям, другим центральным
органам исполнительной власти, предприятиям и хозяйствующим субъектам
независимо от форм собственности принимаются Правительством Кыргызской
Республики в пределах средств,
предусмотренных на указанные
цели в бюджете на соответствующий год, утвержденном Жогорку Кенешом Кыргызской
Республики.
Ссуды и
кредиты, выдаваемые предприятиям, организациям и другим хозяйствующим
субъектам из республиканского
бюджета, предоставляются при условии
выполнения ими обязательств по уплате процентов и сумм в погашение ранее
предоставленных кредитов. Министерство
финансов имеет право вводить внешнее управление на государственных предприятиях
и акционерных обществах с государственной долей акций, имеющих просроченную задолженность по
возврату бюджетных ссуд.
Решения
о выдаче бюджетных ссуд местным бюджетам при
возникновении у них в процессе исполнения бюджетов трудностей с
финансированием первоочередных расходов принимаются Министерством финансов Кыргызской Республики.
Решения
местных государственных администраций,
органов местного
самоуправления и айыл окмоту о выдаче
ссуд предприятиям и хозяйственным организациям независимо от форм собственности
принимаются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете,
утвержденном местным кенешем.
Решения
о списании задолженностей по ссудам,
выданным из республиканского бюджета,
принимаются Правительством Кыргызской
Республики по согласованию с Жогорку Кенешем Кыргызской
Республики. Решения об изменении
условий возврата задолженностей по ссудам принимаются Правительством Кыргызской
Республики.
Местные
государственные администрации и органы
местного самоуправления вышестоящего территориального уровня имеют право выдавать в процессе
исполнения местных бюджетов ссуды местным государственным администрациям нижестоящего территориального уровня при возникновении
у них трудностей с финансированием первоочередных расходов, а также принимать
решения о списании задолженности по указанным ссудам.
Министерство финансов Кыргызской
Республики, местные государственные администрации,
органы местного самоуправления и
айыл окмоту имеют право перераспределять в процессе исполнения бюджета ассигнования между статьями расходов без уменьшения защищенных статей расходов
(заработная плата, денежное
довольствие, отчисления в Социальный фонд при
Правительстве Кыргызской
Республики, медикаменты и перевязочные
средства, питание, стипендии,
пенсии и пособия, дотации Социальному фонду при Правительстве Кыргызской
Республики) в пределах общих расходов по
основным группам, группам и
подгруппам расходов классификации функций органов государственного
управления, утвержденных Жогорку
Кенешом Кыргызской Республики и местными Кенешами, а также в пределах общих ассигнований по
министерству, государственному
комитету, административному ведомству, государственной комиссии и другому
центральному органу исполнительной власти,
утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики о республиканском бюджете на
соответствующий год.
Министерства, государственные комитеты,
административные ведомства, государственные комиссии, другие центральные органы исполнительной
власти прочие распорядители кредитов имеют право по согласованию с
Министерством финансов Кыргызской Республики уточнять в процессе исполнения
бюджета ассигнования по сметам подведомственных им бюджетных учреждений
и организаций в целом и по статьям расходов (не уменьшая
расходы на защищенные статьи) в пределах общих
ассигнований, утвержденных им
постановлением Правительства Кыргызской Республики о республиканском бюджете на
соответствующий год.
Изменения в показатели республиканского и местных бюджетов по основным
разделам, главам и подглавам доходов, основным группам, группам и подгруппам
расходов, по защищенным статьям расходов, а также по размеру дефицита
(профицита) бюджетов утвержденные в установленном порядке, могут быть внесены
Жогорку Кенешом Кыргызской Республики и местными Кенешами только при особых
обстоятельствах на основании мотивированных и обоснованных предложений соответственно Правительства
Кыргызской Республики, местных государственных администраций, органов
местного самоуправления и айыл окмоту.
Министр
финансов выступает в качестве единственного агента Правительства Кыргызской
Республики по вопросам привлечения внешних и внутренних заемных средств,
предоставления кредитов и гарантий.
В
случае принятия Жогорку Кенешом
Кыргызской Республики или Правительством Кыргызской Республики после
утверждения бюджетов нормативных актов,
в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы
местных бюджетов, соответствующие
суммы компенсируются из республиканского бюджета и бюджетов кенешей
вышестоящих территориальных уровней, а
в случае уменьшения расходов или увеличения доходов местных бюджетов
соответствующие суммы изымаются в республиканский бюджет и в
бюджеты кенешей вышестоящих территориальных уровней.
Правительству Кыргызской
Республики предоставляется право
не позднее чем за 30 дней до окончания квартала вносить уточнения во
взаимные расчеты республиканского бюджета с местными бюджетами областей и
г. Бишкек в связи с уточнением
показателей по контингенту общегосударственных регулирующих налогов и
других доходов, вызванным изменением объемов производства (работ, услуг),
уровней цен, темпов инфляции и другими процессами, происходящими в экономике республики. Местные государственные
администрации и органы местного самоуправления вышестоящего территориального уровня вносят соответствующие
изменения во взаимные расчеты их бюджетов с
бюджетами нижестоящего территориального уровня.
Статья 17. Полномочия исполнительных органов власти по использованию превышения доходов над расходами
Доходы,
дополнительно полученные при исполнении
республиканского и местных бюджетов,
распределяемые по нормативам отчислений, утвержденных Жогорку Кенешом,
а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец
года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в
распоряжении соответственно Правительства Кыргызской Республики, местных
государственных администраций, органов местного самоуправления и айыл окмоту,
изъятию не подлежат и используются на
финансирование расходов республиканского и местных бюджетов по усмотрению
Правительства и местных государственных
администраций.
В
отдельных случаях по решению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики свободный остаток средств, образовавшийся на конец отчетного финансового
года (превышение доходов над расходами за минусом оборотной кассовой наличности, образованной в соответствии со
статьей 23 настоящего Закона), в процессе исполнения бюджетов может быть
полностью (либо частично) направлен на погашение внутреннего государственного
долга Кыргызской Республики.
Если до
конца года бюджет на следующий бюджетный год еще не утвержден, то до его
утверждения Правительство Кыргызской
Республики, местные государственные администрации, органы местного самоуправления и айыл окмоту
имеют право производить расходы
ежемесячно в пределах одной двенадцатой части годовой
суммы расходов, предусмотренной в проекте бюджета, внесенном Правительством и
местными государственными администрациями
на рассмотрение Жогорку Кенеша и
местных кенешей соответственно.
Доходы
государственного бюджета образуются
преимущественно за счет
поступлений прямых и косвенных налогов
и других доходов, установленных
Налоговым кодексом и законами Кыргызской Республики.
Доходы,
поступившие в бюджет, используются для финансирования
расходов бюджета в соответствии с законом Кыргызской Республики о
республиканском бюджете. Закрепление
источников дохода за
конкретными статьями
расходов осуществляется в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики.
В доходы
бюджета также включаются учитываемые на специальных счетах доходы бюджетных
учреждений и организаций, полученные
ими от реализации продукции, выполнения
работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности (специальные
средства), и депозитные суммы, поступающие в их временное распоряжение.
Внешние
и внутренние источники финансирования дефицита бюджета в доходной части бюджета не отражаются.
В
бюджете на соответствующий год предусматриваются расходы на мероприятия,
намечаемые к осуществлению в этом же году.
При
проведении в планируемом году мероприятий, требующих в последующие годы
значительных размеров бюджетных
ассигнований,
министерствам, государственным
комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям и
другим центральным органам
исполнительной власти предусматривается выделение указанных средств в
пределах финансовых возможностей государства.
При
составлении бюджетов всех уровней
принимаются только те расходы, которые
вытекают из выполнения функций и
задач государства и местных
органов власти, В этих целях
проводится оценка необходимости расходов,
проверка наличия проектов и обоснованных расчетов к сметам затрат.
Расходная часть бюджетов может содержать субсидии предприятиям,
организациям или иным экономическим субъектам только на цели, имеющие особую значимость для государства.
Юридические лица, получающие субсидии,
несут обязательства перед
государством в соответствии с целями, на которые были выделены субсидии. Это не
влечет за собой установления прав собственности государства, местных
государственных администраций, органов местного самоуправления и айыл
окмоту на соответствующие предприятия или на имущество
иных юридических лиц.
Для
принятия программ по развитию проводятся
также исследования экономической
эффективности от вложений. При необходимости используются заключения
независимых экспертов,
подтверждающие целесообразность
вложения средств.
В
расходную часть включаются ассигнования на капитальные вложения для действующих
и вновь создаваемых хозяйствующих субъектов.
Планирование государственных капитальных вложений осуществляется Министерством финансов Кыргызской Республики. Объемы государственных капитальных вложений,
включаемые в показатели среднесрочного бюджета и бюджета на соответствующий
планируемый год, должны включать объемы капитальных вложений, финансируемых за
счет всех источников финансирования
(внутренних и внешних), в том
числе объемы капитальных вложений, осуществляемых из средств, которые предоставляются непосредственно предприятиям и организациям в форме кредитов или
грантов, а также объемы капитальных вложений по всем инвестиционным
проектам, финансируемым из внешних
источников.
Ассигнования, выделяемые на строительство объектов
промышленно-производственного
назначения, носят возвратный
характер и предоставляются с уплатой процентов. В расходную часть
бюджета включаются также средства на выдачу ссуд министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, государственным комиссиям и другим
центральным органам исполнительной власти,
предприятиям и хозяйствующим субъектам.
В
расходной части бюджета
отражаются также дотации
и другие средства, выделяемые
Социальному фонду при Правительстве Кыргызской Республики. Социальный
фонд при Правительстве Кыргызской Республики, осуществляющий свою
деятельность вне бюджета, отчитывается
перед Правительством Кыргызской
Республики за использование бюджетных ассигнований, получаемых из бюджета.
Показатели расходов отражаются в бюджете с выделением бюджета текущих
расходов и бюджета развития, а также
основных видов и
статей расходов в соответствии с классификацией доходов и расходов
бюджета.
Расходы,
связанные с погашением основной суммы кредитов, полученных из внутренних и
внешних источников на финансирование дефицита бюджета, в расходной части бюджета не
отражаются, а указываются за его балансом в разделе "Источники
покрытия дефицита бюджета" со знаком минус.
В
республиканском бюджете Кыргызской
Республики образуются резервный
фонд Президента Кыргызской Республики и резервный фонд Правительства
Кыргызской Республики для покрытия непредвиденных расходов по
экономическим, социально-культурным и
другим мероприятиям, которые не могли быть предусмотрены при утверждении республиканского
бюджета Кыргызской Республики, в пределах до 1 процента к объему расходов
бюджета по каждому резервному фонду (без учета указанных резервных фондов).
В
местных бюджетах образуются резервные фонды местных
государственных администраций, органов местного самоуправления и айыл окмоту в
пределах до 1 процента к объему их
расходов (без учета резервных фондов).
Статья 22. Ответственность исполнительных органов власти и государственных служащих за ненадлежащее исполнение бюджета, несбалансированность бюджета в нарушения финансовой дисциплины
Правительство Кыргызской Республики,
местные государственные администрации,
органы местного Самоуправления и айыл
окмоту самостоятельно отвечают по обязательствам, возникшим в связи с несбалансированностью соответствующего
бюджета.
Руководители и
государственные служащие
министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий, других центральных органов исполнительной
власти, местных государственных
администраций, органов местного самоуправления
и айыл окмоту, ответственные за
расходование бюджетных средств, несут установленную законодательством
Кыргызской Республики персональную ответственность за нарушения финансовой дисциплины и невыполнение
обязанностей, связанных с исполнением бюджета.
При
выявлении фактов грубого нарушения государственной, финансовой дисциплины Министерство финансов вносит предложения
Президенту Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики об
освобождении от занимаемых должностей руководителей государственных
администраций и органов местного самоуправления, министерств, государственных комитетов, ведомств, по вине которых
допущены указанные нарушения.
Жогорку
Кенеш Кыргызской Республики, местные
кенеши утверждают в составе бюджетов сверх предусмотренных расходов объем
оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по соответствующему
бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть в течение года
использована на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть
восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении
бюджетов.
Превышение государственных доходов над расходами составляет профицит бюджета, а превышение
государственных расходов над доходами составляет дефицит бюджета.
Предельный размер дефицита
республиканского бюджета ежегодно утверждается Жогорку Кенешом Кыргызской
Республики.
Основной
формой привлечения средств для покрытия дефицита бюджета является формирование государственной задолженности на основе добровольных займов,
носящих возвратный характер, с уплатой соответствующего процента.
На
покрытие дефицита бюджета могут быть привлечены внешние источники
финансирования в виде кредитов или грантов,
предоставляемых Правительству Кыргызской Республики иностранными инвесторами,
международными организациями.
Внутренние и внешние источники покрытия дефицита бюджета отражаются за его балансом в разделе
"Источники покрытия дефицита бюджета".
Статья 27. Проверка составления и исполнения республиканского в местных бюджетов
Проверка
составления и исполнения республиканского и местных бюджетов осуществляется
соответственно Счетной палатой Кыргызской Республики и Государственной
финансовой инспекцией при Правительстве Кыргызской
Республики. Государственные и
местные финансовые органы по требованию Счетной палаты обязаны
предоставлять копии документов,
необходимых для проверки составления и исполнения бюджета. Счетная
палата представляет Президенту Кыргызской
Республики, Законодательному
собранию и Собранию народных представителей Жогорку Кенеша отчет о результатах
проверки.
Контроль
за деятельностью Центрального
казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики и его
региональных отделений осуществляется Управлением внутреннего аудита Министерства финансов Кыргызской
Республики.
При
введении чрезвычайного положения в республике или в отдельных местностях по
представлению Правительства Кыргызской Республики Жогорку Кенешом Кыргызской
Республики может быть утвержден дополнительный чрезвычайный бюджет с целевым назначением на
финансирование мероприятий, связанных с чрезвычайными обстоятельствами.
Постановлением Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики определяются
источники доходов для финансирования расходов по
чрезвычайному бюджету. Введение
дополнительных налогов, взносов, сборов, платежей для финансирования расходов
чрезвычайного бюджета производится по
представлению Правительства Кыргызской Республики решением Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики.
Под
секвестром расходов понимается сокращение
в установленных пропорциях
статей расходов республиканского бюджета в условиях ожидаемого невыполнения
доходной части бюджета, а также в целях предотвращения образования
задолженностей по выплате пенсий
и заработной платы работникам бюджетной сферы.
Решение о введении секвестра
на текущий бюджетный год
принимается на основе анализа
фактического исполнения республиканского бюджета за квартал и ожидаемой оценки
исполнения доходов до
конца бюджетного года. Секвестр расходов республиканского бюджета
утверждается Жогорку Кенешом Кыргызской Республики по представлению
Правительства Кыргызской Республики.
Перечень
статей, подлежащих секвестеризации, а
также размер сокращения
устанавливаются Бюджетной
комиссией Правительства Кыргызской Республики по единой ставке. По отдельным статьям расходов может быть
установлен льготный режим секвестра.
Создание
внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и других центральных органов исполнительной
власти, местных государственных администраций,
органов местного самоуправления и айыл окмоту запрещается, за
исключением Социального фонда при Правительстве Кыргызской Республики, а также внебюджетных фондов, образуемых за
счет добровольных пожертвований и взносов.
Общегосударственными являются налоги,
ставки которых, объекты и
субъекты налогообложения, а также
методы сбора определяются Налоговым кодексом Кыргызской Республики и которые
взимаются на всей ее территории. К общегосударственным налогам и другим доходам
относятся:
а) налог
на прибыль юридических лиц независимо от форм
собственности;
б)
акцизный налог на внутреннюю (местную) продукцию;
в)
подоходный налог с физических лиц;
г)
другие общегосударственные налоги и платежи, устанавливаемые в законодательном
порядке.
Общегосударственные налоги могут поступать как в республиканский, так и
в местные бюджеты. Распределение поступления общегосударственных налогов между
республиканским и местными
бюджетами устанавливается
ежегодным законом о республиканском бюджете.
В
отдельных случаях перечень общегосударственных налогов и других доходов может
быть пересмотрен при утверждении ежегодного закона о
республиканском бюджете, но не чаще одного раза в три года.
В
республиканский бюджет поступают:
а) налог
на добавленную стоимость;
б)
акцизный налог на импортную продукцию;
в) налог
за пользование автомобильными дорогами, взимаемый с юридических лиц;
г)
импортные и экспортные таможенные пошлины;
д)
отчисления для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е)
отчисления на развитие и
воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
ж)
проценты по кредитам (ссудам),
выдаваемым из республиканского бюджета;
з)
государственная пошлина, взимаемая
органами арбитражного суда и органами внутренних дел за реализацию паспортов;
и)
поступления от реализации общегосударственных
денежно-вещевых лотерей;
к)
другие неналоговые платежи, поступающие в республиканский бюджет в виде сборов, платежей, доходов и
санкций согласно Закону Кыргызской Республики "О неналоговых
платежах";
л)
доходы бюджетных учреждений
и организаций республиканского
подчинения от специальных средств, включаемые в доходную часть республиканского
бюджета в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 19 настоящего Закона;
м)
официальные трансферты, гранты,
а также другие поступления, зачисляемые в республиканский бюджет в
размерах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
В случае
изменения налогового законодательства в указанный в настоящей статье перечень налогов и других доходов
республиканского бюджета вносятся соответствующие уточнения.
В
местные бюджеты всех уровней поступают;
а)
земельный налог;
б)
арендная плата за землю;
в)
государственная пошлина в размерах,
установленных законодательством Кыргызской Республики (за исключением
взимаемой органами арбитражного суда и органами внутренних дел за реализацию
паспортов);
г)
местные налоги и сборы в соответствии с разделом VIII "Местные налоги и
сборы" Налогового кодекса Кыргызской Республики;
д)
неналоговые платежи, поступающие в местные бюджеты в виде сборов, платежей,
доходов и санкций согласно Закону Кыргызской Республики "О неналоговых
платежах";
е)
доходы бюджетных организаций местного
подчинения от специальных средств,
включаемые в доходную часть местных бюджетов в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 19 настоящего
Закона.
Часть
земельного налога, налога за оказание платных услуг населению и с розничных
продаж может централизоваться в местных бюджетах вышестоящего территориального
уровня.
Местные
кенеши вышестоящего территориального
уровня вправе устанавливать нормативы отчислений для кенешей нижестоящего
уровня по другим налогам и доходам,
полностью зачисляемым в их бюджеты в соответствии с настоящей статьей.
Статья 34. Порядок отчисления доходов от общегосударственных налогов и других доходов в местные бюджеты всех уровней
В
местные бюджеты всех уровней производятся отчисления по единым для
всех видов общегосударственных
налогов и других доходов нормативам, а
также от сумм, поступивших от штрафов,
пени и других санкций, налагаемых
налоговыми органами по данным видам налогов и других доходов.
Единые
для всех областей и г. Бишкек размеры
отчислений от общегосударственных налогов утверждаются Жогорку Кенешом Кыргызской
Республики, а для регионов нижестоящего территориального уровня -
Кенешами вышестоящего территориального уровня и не подлежат изменению в течение трех лет.
Утвержденные показатели доводятся Министерством финансов Кыргызской
Республики до областей и г. Бишкек и финансовыми органами вышестоящего уровня
до местных государственных администраций, органов местного самоуправления
нижестоящего территориального уровня и айыл окмоту.
Статья 35. Категориальные, выравнивающие и стимулирующие (долевые) гранты в бюджетной системе Кыргызской Республики
Для
реализации общегосударственной политики и приоритетов устанавливается
.система трансфертов (грантов) между
республиканским и местными
уровнями власти.
Посредством категориальных грантов финансируется минимальный уровень
услуг определенного характера на местном уровне.
Помимо
отчислений от общегосударственных налогов и других доходов вводится система
выравнивающих грантов. Они предназначены для выравнивания доходов между
бюджетами отдельных регионов республики и вводятся для поддержания стабильного
экономического положения местных государственных администраций в вопросах
финансирования услуг, имеющих важное
значение для населения регионов.
В
целях стимулирования эффективного расходования бюджетных
средств, пополнения доходов
местных бюджетов и полной мобилизации местных источников доходов
устанавливаются стимулирующие (долевые) гранты. Они предоставляются местным бюджетам в виде долевого
софинансирования и предназначены для покрытия части расходов местных бюджетов
по приоритетным направлениям и целям.
Размеры
грантов и их перечень могут пересматриваться
ежегодно в законе о
республиканском бюджете.
Статья
36. Санкции за несоблюдение нормативов отчислений от общегосударственных
налогов, других доходов, а также
размеров грантов
Министерство финансов Кыргызской
Республики и местные финансовые органы вышестоящего территориального уровня
осуществляют контроль за правильностью распределения
общегосударственных налогов и других доходов между бюджетами различных уровней, правильностью исчисления и целевым
использованием грантов.
В
случаях нарушения размера и
порядка зачисления общегосударственных налогов
и других доходов, нецелевого использования грантов
Правительство Кыргызской Республики, местные государственные администрации и
органы местного самоуправления вышестоящего территориального уровня
имеют право приостанавливать финансирование отдельных общегосударственных
программ и мероприятий, осуществляемых на территории регионов, выдачу всех
видов грантов, а также передачу средств по бюджетным ссудам и взаимным
расчетам.
Должностные лица местных государственных администраций, органов
местного самоуправления и местных кенешей всех уровней, ответственные за расходование бюджетных
средств, а также руководители финансовых служб и айыл окмоту несут
персональную ответственность за правильность исчисления грантов, а также за их
целевое использование в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
БЮДЖЕТАМИ
РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ
Статья 37. Структура расходных обязанностей в бюджетной системе Кыргызской Республики
В
Кыргызской Республике устанавливается следующая структура распределения
бюджетных полномочий по функциям:
1) функции Правительства - расходные обязательства
Правительства Кыргызской Республики,
финансируемые из республиканского бюджета;
2) смешанные функции - расходные обязательства
Правительства Кыргызской Республики,
местных государственных администраций,
органов местного самоуправления и айыл окмоту, финансируемые из
республиканского и местных бюджетов посредством грантов;
3) местные функции - расходные обязательства местных
государственных администраций,
органов местного самоуправления и айыл окмоту, финансирование которых
осуществляется из местных бюджетов соответствующего уровня.
Из республиканского
бюджета финансируются мероприятия, имеющие общегосударственное
значение, ответственность по
которым полностью возлагается на Правительство Кыргызской Республики
через соответствующие государственные
органы управления. В данную категорию
включаются расходы:
- на
государственные услуги общего назначения,
предусматривающие ассигнования на исполнительные и законодательные
органы (кроме аппаратов местных государственных администраций, органов местного
самоуправления, айыл окмоту и кенешей), финансовую и налогово-бюджетную деятельность (включая аппараты местных
органов), внешнеполитическую
деятельность, фундаментальные научные
исследования (кроме региональных архивов), плановые и
статистические службы, формирование государственного и мобилизационного
резервов, другие государственные услуги общего назначения;
- на
оборону, общественный порядок и безопасность;
- на
содержание находящихся в республиканском подчинении предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения,
социального страхования и социального обеспечения, физкультуры, телевидения, радиовещания, издательств, жилищно-коммунального, сельского, водного, лесного
хозяйства, рыболовства и охоты, горнодобывающей промышленности и минеральных
ресурсов (за исключением топлива),
обрабатывающей промышленности,
строительства;
- на
топливно-энергетический комплекс;
- на
транспорт и связь;
- на
прочие услуги, связанные с экономической деятельностью (торговля, туризм,
стандартизация и метрология,
геодезия и картография, гидрометеорология и другие);
- на
прочие мероприятия, не отнесенные к основным группам (операции с
государственными долговыми обязательствами,
гранты местным бюджетам, другие
не классифицированные по основным группам расходы, осуществляемые за счет
республиканского бюджета), а также расходы, учитывающие операции, связанные с
выдачей и погашением бюджетных ссуд, приобретением акций государства, приватизацией государственной собственности.
Из
республиканского и местных бюджетов финансируются мероприятия, в отношении которых Правительство Кыргызской
Республики разделяет ответственность по финансированию посредством грантов,
устанавливаемых в соответствии со статьей 35 настоящего Закона.
Из
местных бюджетов финансируются мероприятия,
от выполнения которых зависят общий уровень образования, здоровья и
благосостояния населения и ответственность по которым полностью возлагается
на местные государственные администрации, органы местного самоуправления и айыл окмоту.
В данную
категорию включаются расходы:
- на
государственные услуги общего назначения,
предусматривающие ассигнования на содержание аппаратов местных
государственных администраций, органов
местного самоуправления, кенешей и айыл окмоту, региональных архивов;
- на
содержание находящихся в ведении местных государственных администраций, органов
местного самоуправления и айыл окмоту предприятий, учреждений и организаций образования,
здравоохранения, культуры, социального страхования и социального
обеспечения, физкультуры,
телевидения, радиовещания, издательств,
жилищно-коммунального, сельского, водного, лесного хозяйства, рыболовства и
охоты;
- на
транспорт, находящийся в ведении местных государственных администраций, органов
местного самоуправления и айыл окмоту;
- на
прочие мероприятия, не отнесенные к основным группам, а также расходы,
учитывающие операции, связанные с выдачей и погашением бюджетных
ссуд, приобретением акций
государства, приватизацией
государственной собственности.
Разграничение обязанностей по расходам между местными бюджетами
регионов различного территориального
уровня (областными, городскими,
районными городов районного подчинения,
районными в городах, аильными и
поселковыми) производится местными Кенешами вышестоящего
территориального уровня исходя из подчиненности и социальной значимости учреждений и организаций.
Статья 38. Стабильность системы распределения бюджетных обязанностей и порядок определения бюджетных программ, требующих дополнительного финансирования
Перераспределение обязанностей по бюджетным расходам между
различными уровнями органов государственного управления, установленных статьей 37 настоящего
Закона, запрещается, за исключением
особых случаев, определяемых решением Жогорку Кенеша Кыргызской
Республики. В таких случаях орган,
передающий данные обязанности органу, принимающему на себя данные обязанности, должен предоставить соответствующую
бюджетную компенсацию.
Действия
Правительства Кыргызской Республики
или местных государственных администраций в течение или между
бюджетными годами по осуществлению различных программ или мероприятий, которые заведомо повлекут за собой увеличение расходов местных
бюджетов без соответствующих источников финансирования (компенсации),
запрещаются.
РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБ-ЛИКИ
Максимальные размеры расходов устанавливаются Бюджетной комиссией
Правительства Кыргызской Республики, исходя из финансовых возможностей
государства, в целях, предотвращения нереальных и завышенных заявок по каждому
министерству, государственному комитету, административному ведомству, государственной комиссии, другому
центральному органу исполнительной власти, финансируемому из бюджета, а также
по каждой области и г. Бишкек в пределах общих расходов по каждой основной
группе расходов, предусмотренных среднесрочным прогнозом бюджета.
Максимальные размеры
расходов доводятся Министерством финансов Кыргызской Республики
до органов, указанных в части
первой настоящей статьи, в срок согласно календарному плану,
установленному Правительством Кыргызской Республики, одновременно с инструктивными указаниями о составлении бюджета на
следующий год.
До
составления проекта республиканского
бюджета на следующий год на основании утвержденных показателей
среднесрочного прогноза Правительство Кыргызской Республики
разрабатывает концепцию бюджета, в
которой должны быть отражены основные направления бюджетной политики на следующий год и представляет ее на одобрение Президенту Кыргызской Республики.
Составление проекта республиканского бюджета Кыргызской Республики
осуществляется Министерством финансов Кыргызской Республики согласно
календарному плану, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, на основании показателей
социально-экономического развития республики, предусмотренных индикативным
планом Кыргызской Республики.
Министерства, государственные комитеты,
административные ведомства,
государственные комиссии, фонды
и другие центральные органы исполнительной власти, государственные организации,
подчиненные Правительству Кыргызской Республики, составляют на основе
контрольных цифр, утвержденных Бюджетной комиссией Правительства
Кыргызской Республики, проекты сводных смет расходов бюджетных учреждений, финансируемых из республиканского
бюджета, смет доходов и расходов
по их
специальным средствам и представляют их в Министерство финансов
Кыргызской Республики не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего
финансового года.
Областные финансовые управления и финансовое управление г. Бишкек
формируют доходную часть бюджета в
разрезе налогов и других доходов и представляют ее в Министерство финансов
Кыргызской Республики к 1 июля текущего года.
Министерство финансов Кыргызской Республики рассматривает проекты смет
расходов бюджетных учреждений, смет доходов
и расходов по специальным средствам с участием представителей указанных
органов, проверяет соблюдение максимальных размеров расходов, установленных Бюджетной комиссией
Правительства Кыргызской Республики,
вносит в них при необходимости соответствующие коррективы, составляет проект республиканского бюджета и
представляет его в Правительство Кыргызской
Республики не позднее чем
за 4,5 месяца до начала соответствующего финансового года вместе с
объяснительной запиской, включающей в себя подробный обзор статей доходов и
расходов бюджета, а также с проектом
закона Кыргызской Республики о республиканском бюджете на соответствующий год.
Правительство Кыргызской
Республики рассматривает проект республиканского бюджета, замечания к нему и представляет в Жогорку
Кенеш Кыргызской Республики за 4
месяца до начала соответствующего финансового года проект закона Кыргызской
Республики о республиканском бюджете на соответствующий год, включающий
следующие показатели:
1)
проект республиканского бюджета в общей сумме доходов, с выделением каждого
доходного источника, и в общей сумме
расходов, с выделением расходов;
- на
государственные услуги общего назначения (в том числе на исполнительные и
законодательные органы, финансовую и налогово-бюджетную деятельность,
внешнеполитическую деятельность, фундаментальные научные исследования, общее
планирование и статистические службы, прочие государственные услуги общего
характера и прочие услуги общего назначения, не отнесенные к другим
категориям);
- на оборону;
- на
финансирование мероприятий Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской
обороне;
- на
общественный порядок и безопасность;
- на
образование;
- на
здравоохранение;
- на
социальное страхование и социальное обеспечение;
- на
жилищно-коммунальное хозяйство;
- на
организацию отдыха и культурную деятельность (в том числе на физическую
культуру, культуру, телевидение и радиовещание, издательские
учреждения и службы и прочую общественную деятельность);
- на
топливно-энергетический комплекс;
- на
сельское и водное хозяйство, лесное
хозяйство, рыболовство, охоту;
- на
горнодобывающую промышленность и минеральные
ресурсы (за исключением
топлива), обрабатывающую промышленность, строительство (в том числе на
геологоразведочные работы);
- на
транспорт и связь (в том числе на автодорожный, водный, железнодорожный и воздушный транспорт, трубопроводы и прочие системы транспортировки);
- на
прочие услуги, связанные с экономической
и административной деятельностью;
- на
расходы, не отнесенные к основным группам.
Показатели расходов отражаются с выделением расходов, осуществляемых за
счет специальных средств бюджетных учреждений, и основных статей расходов в
соответствии с экономической и административной классификацией государственных
расходов и ссуд за вычетом погашения в составе основных групп, групп и подгрупп
расходов. В общих показателях расходов бюджета выделяются бюджет текущих
расходов и бюджет - развития;
2)
предельный размер дефицита республиканского бюджета, внутренние и внешние источники его финансирования;
3)
нормативы отчислений от налога на прибыль, акцизного налога на внутреннюю
(местную) продукцию, подоходного налога
с физических лиц и других общегосударственных налогов и платежей,
предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, в бюджеты областей и
г. Бишкек;
4)
размеры категориальных, выравнивающих и стимулирующих (долевых)
грантов в разрезе областей и г. Бишкек;
5) размер оборотной кассовой наличности по
республиканскому бюджету на конец года.
Статья 41. Рассмотрение проекта республиканского бюджета в постоянных комитетах и комиссиях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Постоянные комитеты и комиссии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики:
-
заслушивают доклады руководителей министерств,
государственных комитетов,
административных ведомств,
государственных комиссий, фондов,
других центральных органов исполнительной власти Кыргызской
Республики, государственных
организаций, подчиненных Правительству
Кыргызской Республики, местных
государственных администраций областей
и г. Бишкек по их сметам и бюджетам, рассматривают внесенные ими и
депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предложения и замечания по
бюджету;
-
составляют и представляют на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики заключения и рекомендации по
республиканскому бюджету.
При
принятии постоянными комитетами и комиссиями Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики решения об
увеличении расходов бюджета
или уменьшении его доходов одновременно вносятся предложения по
дополнительным источникам покрытия
выпадающих доходов или
увеличивающихся расходов.
Рассмотрение проекта бюджета в постоянных комитетах и
комиссиях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики должно быть завершено
в течение 20 дней.
Статья 42. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета Жогорку Кенешем Кыргызской Республики
Жогорку
Кенеш Кыргызской Республики
рассматривает представленный Правительством Кыргызской Республики проект
республиканского бюджета,
заключения постоянных комитетов и комиссий Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики и принимает Закон Кыргызской Республики о
республиканском бюджете на
соответствующий год в срок не позднее чем за один месяц до начала нового
бюджетного года.
Закон
Кыргызской Республики о республиканском бюджете:
а)
утверждает:
-
республиканский бюджет Кыргызской
Республики в общей сумме доходов и в общей сумме расходов с выделением бюджета
текущих расходов и бюджета развития, а также предельный размер дефицита бюджета
либо размер превышения доходов над расходами (профицит);
-
внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета;
-
нормативы отчислений от налога на прибыль,
акцизного налога на внутреннюю (местную) продукцию, подоходного налога с физических лиц и других
общегосударственных доходов,
предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, в бюджеты
областей и г. Бишкек;
- размеры
категориальных, выравнивающих и
стимулирующих (долевых) грантов в разрезе областей и г. Бишкек;
- размеры
оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету на конец года;
б)
определяет;
-
источники формирования доходной части
республиканского бюджета по каждому доходному источнику;
-
расходы республиканского бюджета по направлениям и статьям расходов в
порядке, предусмотренном частью шестой
статьи 40 настоящего Закона.
Закон
Кыргызской Республики о республиканском бюджете вступает в действие
после принятия его Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и
подписания Президентом Кыргызской Республики.
После
подписания Закона Кыргызской Республики о республиканском
бюджете на соответствующий год Правительство Кыргызской Республики
принимает постановление о республиканском бюджете на соответствующий
год, предусматривающее распределение
контингента общегосударственных налогов
и других доходов по территориям областей и г.
Бишкек, а также адресное распределение расходов по министерствам, государственным комитетам,
административным ведомствам, государственным комиссиям, другим центральным органам исполнительной власти в
пределах общих расходов, утвержденных Законом
Кыргызской Республики о республиканском бюджете.
Все
законодательные и нормативные акты, введение в действие которых влечет за собой
изменения перечня и ставок налогов и других
доходов республиканского и
местных бюджетов, должны быть приняты
Жогорку Кенешем и местными Кенешами соответственно не позднее апреля месяца бюджетного года.
Правительство Кыргызской Республики организует исполнение
республиканского бюджета через Центральное казначейство Министерства финансов Кыргызской Республики,
Государственную налоговую инспекцию при Министерстве финансов Кыргызской
Республики и Государственный таможенный комитет Кыргызской Республики,
министерства, государственные комитеты, административные ведомства, государственные комиссии, фонды и другие центральные органы
исполнительной власти Кыргызской Республики, а также государственные
организации, подчиненные Правительству Кыргызской Республики.
Республиканский бюджет Кыргызской Республики исполняется по росписи доходов и расходов, составляемой Министерством финансов
Кыргызской Республики в соответствии с бюджетом, утвержденным Жогорку Кенешом
Кыргызской Республики.
Министерство финансов Кыргызской Республики обеспечивает поступление
всех предусмотренных по бюджету доходов, эффективное и целевое расходование бюджетных средств. Оно
контролирует и ежемесячно анализирует ход исполнения республиканского бюджета и
по итогам каждого квартала представляет на
рассмотрение Бюджетной комиссии
Правительства Кыргызской
Республики информацию по его исполнению, а также конкретные предложения по более полной мобилизации
доходов и повышению эффективности использования бюджетных ассигнований.
Статья 45. Составление и утверждение отчета об исполнении республиканского бюджета
Отчет об
исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики составляется
Министерством финансов Кыргызской Республики на основе отчетных данных
министерств, государственных комитетов, административных ведомств,
государственных комиссий, фондов
и других центральных органов исполнительной власти и представляется в
Правительство Кыргызской Республики
в составе отчета об исполнении государственного
бюджета республики.
Правительство Кыргызской
Республики представляет
одновременно в Жогорку Кенеш и Президенту Кыргызской Республики отчет об
исполнении республиканского бюджета за предыдущий год с объяснительной
запиской к нему не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.
Комитеты
Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша
Кыргызской Республики, ведающие
вопросами бюджета, рассматривают отчет
об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики, составляют заключение по нему и
представляют его на рассмотрение заседания Законодательного
собрания и сессии Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской
Республики.
Жогорку
Кенеш Кыргызской Республики
по докладам Правительства
Кыргызской Республики, Счетной палаты
Кыргызской Республики, постоянных комитетов,
ведающих вопросами бюджета, рассматривает и утверждает отчет об
исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики.
РАЗДЕЛ VI. СТРУКТУРА МЕСТНЫХ
БЮДЖЕТОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИ-
КИ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО
ИХ СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ
Местными
бюджетами являются бюджеты областей, г. Бишкек, районов, городов, районов в
городах, аилов и поселков, государственную власть в которых осуществляют
местные кенеши соответствующих территориальных уровней и айыл окмоту.
Бюджет
области состоит из областного бюджета,
бюджетов районов и городов областного подчинения.
Бюджет
города состоит из городского бюджета, а
имеющего районы и поселки - из бюджетов городских районов и поселков.
Бюджет
района состоит из районного бюджета,
бюджетов городов районного подчинения, аильных и поселковых бюджетов.
Работа
по составлению проектов
местных бюджетов осуществляется местными государственными
администрациями и органами местного
самоуправления через финансовые органы, а проектов аильных и поселковых
бюджетов - соответствующими айыл окмоту.
В
соответствии с календарным планом представления проекта бюджета областей и
г. Бишкек в Министерство финансов Кыргызской
Республики, устанавливаемым Правительством Кыргызской Республики, и проектов бюджетов регионов нижестоящего
территориального уровня - в финансовые органы
местных государственных администраций и органов местного самоуправления
вышестоящего территориального уровня местные финансовые органы, айыл окмоту на основе показателей
индикативного плана, нормативов отчислений от общегосударственных налогов и
других доходов и размеров
категориальных, выравнивающих и
стимулирующих (долевых) грантов,
утвержденных Жогорку Кенешом Кыргызской Республики для
областей и г. Бишкек
и Кенешами вышестоящего
территориального уровня - для кенешей нижестоящего территориального уровня, с участием управлений и отделов местных государственных администраций и органов
местного самоуправления разрабатывают проекты областных, городских,
районных, районных в городе, аильных и поселковых бюджетов, нормативы
отчислений от общегосударственных налогов и других доходов в местные
бюджеты нижестоящего территориального
уровня и представляют их на рассмотрение соответствующих местных
государственные администраций, органов
местного самоуправления, аильных и поселковых кенешей в объеме и по
показателям, установленным статьей 49 настоящего Закона.
Проекты
областных, городских, районных,
районных в городе бюджетов представляются местными государственными
администрациями и органами
местного самоуправления
соответственно на рассмотрение областным, городским, районным, районным в
городе кенешам.
Бюджетные комиссии местных кенешей
всех уровней предварительно заслушивают доклады
руководителей управлений и отделов местной государственной администрации
и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, подведомственных айыл окмоту,
рассматривают предложения, касающиеся
изменения доходов и расходов бюджета,
составляют и представляют соответствующим кенешам заключения по проектам
бюджета. Областные, городские, районные, районные в городах,
поселковые и аильные кенеши
рассматривают на своих сессиях по докладу местных государственных
администраций, органов местного самоуправления, айыл окмоту и докладу бюджетных комиссий проекты соответствующих
бюджетов на предстоящий год и принимают решения.
Областные, городские, районные,
районные в городах кенеши, аильные и поселковые кенеши утверждают:
-
соответственно областной, городской, районный, районный в городе, аильный
и поселковый бюджеты в общей сумме доходов и общей сумме расходов с
выделением бюджета текущих расходов и бюджета
развития, а также, при
необходимости, размер превышения доходов над расходами;
- источники доходов и направления расходов
областного, городского, районного,
районного в городе, аильного и поселкового бюджетов в порядке, установленном настоящим Законом для
республиканского бюджета (пункт б) статьи 42);
- размер
оборотной кассовой наличности на конец года по областному, городскому, районному, районному в городе,
аильному и поселковому бюджетам.
Областные, городские и районные кенеши, кроме того, утверждают:
-
нормативы отчислений от налога на прибыль,
акцизного налога на внутреннюю (местную) продукцию, подоходного налога с физических лиц и других
общегосударственных доходов,
предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, в соответствующие бюджеты кенешей
нижестоящего территориального уровня;
- суммы категориальных, выравнивающих и стимулирующих (долевых) грантов, выделяемых Кенешами вышестоящего
территориального уровня для кенешей нижестоящего территориального уровня.
Статья 50. Представление утвержденных местных бюджетов в вышестоящие финансовые органы
Утвержденные в установленном порядке местные бюджеты представляются финансовым органам местных государственных администраций и местного
самоуправления вышестоящего территориального уровня для включения в сводные бюджеты областей, районов,
городов (при наличии в городах районных бюджетов).
Финансовые органы областей и г.
Бишкек представляют утвержденные бюджеты областей и г. Бишкек в Министерство финансов Кыргызской Республики
для включения в
государственный (консолидированный) бюджет республики не позднее двух
месяцев после утверждения
республиканского бюджета Жогорку Кенешом Кыргызской Республики.
Министерство финансов Кыргызской Республики проверяет
соответствие утвержденных
областями и г. Бишкек размеров общегосударственных
налогов (в суммарном выражении и по нормативу), размеров категориальных, выравнивающих, стимулирующих (долевых)
грантов из республиканского бюджета показателям, установленным в бюджете, утвержденном Жогорку Кенешом Кыргызской
Республики, а местные финансовые органы - соответствие показателей, указанных выше, показателям, утвержденным
вышестоящими Кенешами. Дополнительные расходы, предусмотренные по бюджетам
областей и г. Бишкек и по местным бюджетам других уровней, принимаются и включаются
соответственно в государственный (консолидированный) бюджет Кыргызской
Республики и в бюджеты регионов вышестоящего
территориального уровня, только
если они покрываются за счет реальных собственных доходных источников.
Изменения и уточнения по доходам
местных бюджетов в течение года должны быть обоснованы и согласованы с
Министерством финансов Кыргызской Республики.
Исполнение местных бюджетов осуществляется местными государственными
администрациями и органами местного самоуправления (аильных и поселковых бюджетов
- айыл окмоту) через региональные отделения Казначейства, налоговые и таможенные органы, местные финансовые органы в соответствии с росписями доходов и
расходов, составленными на основании
утвержденных бюджетов,
Отчеты
об исполнении местных бюджетов всех уровней (кроме аильных и поселковых)
составляют соответствующие финансовые органы,
об исполнении аильных и поселковых бюджетов - айыл окмоту.
Бюджетные комиссии местных кенешей рассматривают отчет об исполнении бюджета, составляют заключения и
представляют их соответствующему Кенешу.
Кенеши
утверждают отчеты по докладам местных
государственных администраций, органов
местного самоуправления, айыл окмоту, а также по заключениям и докладам
бюджетных комиссий.
Отчеты
об исполнении местных бюджетов областей и г. Бишкек представляются Министерству финансов Кыргызской Республики
в срок не позднее 1 марта года,
следующего за отчетным, а отчеты
об исполнении нижестоящих бюджетов - в соответствующие финансовые органы
местных государственных администраций и органы местного самоуправления
вышестоящего территориального уровня в установленные ими сроки.
В случае
временной необходимости восстановления ресурсов денежных средств в течение
бюджетного года местный орган
власти может занять недостающие средства у Казначейства либо других кредиторов с разрешения
Министерства финансов Кыргызской Республики.
Заем может быть осуществлен
местными органами власти при совокупном соблюдении следующих условий:
а)
текущий долг местного органа власти не
может составлять более 20 процентов общих доходов, которые местный орган власти
планирует получить в текущем году;
б) долг
местного органа власти не может превышать сумму, которую местный орган
власти в состоянии погасить в том году,
в котором осуществлен заем;
в)
средства, полученные от размещения займа, не могут быть вложены в другие ценные
бумаги.
Погашение займа в соответствии с настоящей статьей должно быть обеспечено доходом, который
местный орган власти получит в течение оставшейся части бюджетного года, с учетом существующего залога доходов в счет
погашения займа.
В рамках
ограничений, предусмотренных настоящей
статьей, местные органы власти могут
осуществлять займы в целях капиталовложений, а также рефинансирования существующего долга.
Долговое
обязательство органа местной власти представляет собой
облигацию, погашаемую за счет
любых фондов данного органа местной власти и зависящую исключительно от соглашения между данным
местным органом власти и кредитором.
Местные
органы власти имеют право осуществлять
займы при условии их регистрации в Министерстве финансов Кыргызской Республики
в порядке, установленном
законодательством Кыргызской Республики.
Местные
органы власти не могут подписывать кредитные соглашения с иностранными правительствами, агентствами иностранных
правительств, международными финансовыми и банковскими организациями, а также
другими иностранными организациями и фирмами без разрешения Министерства финансов Кыргызской
Республики.
Займы
местных органов власти
могут выпускаться только в национальной валюте.
Местным
органам власти запрещается выпускать долговые обязательства в
случае, если обязательства по
находящимся в обращении займам, включая обязательства по предстоящему выпуску, превышают 20 процентов годового дохода
данных местных органов власти без учета средств, привлеченных в результате
займа.
Средства,
полученные от размещения долговых обязательств, не могут быть вложены в другие ценные бумаги.
Все
гарантии, выпущенные местными органами власти, рассматриваются как долговые
обязательства, составляющие 20
процентов от суммы гарантированного погашения. В случае, если местный орган
власти погашает каждую из гарантий в течение трех лет, предшествующих данному
выпуску, выпущенные гарантии в полном
объеме (100 процентов) включаются в счет
суммы гарантированного погашения.
Проценты
по любым долговым обязательствам с
переменной ставкой рассчитываются на основе официальной процентной ставки на
момент произведения расчета.
Соблюдение положений настоящей статьи определяется в ходе выпуска займа.
Общая
сумма долговых обязательств местных органов власти фиксируется в реестре учета
долговых обязательств местного органа власти, который ведет Министерство
финансов Кыргызской Республики, координируя ведение реестра с
соответствующим местным органом власти.
Реестр
учета долговых обязательств местных органов власти должен содержать указание
на общую сумму непогашенного долга местных органов власти, а также содержать информацию,
предусмотренную положениями Министерства финансов Кыргызской Республики.
При
обнаружении любого из нижеперечисленных обстоятельств местный орган власти
подвергается внеочередной проверке в случаях:
а)
если местный орган власти не в состоянии погасить свои краткосрочные долговые
обязательства в конце того бюджетного года, в котором был осуществлен заем;
б) если
в любой момент в течение фискального года размер краткосрочных долговых
обязательств местного органа власти превышает сумму, установленную в
пункте а) статьи 53 настоящего Закона.
В случае
обнаружения фактов (обстоятельств),
указанных в пунктах а), б)
настоящей статьи, Министерство финансов
Кыргызской Республики требует от
местного органа власти представить план мероприятий, направленных на устранение в течение 12 месяцев обнаруженных нарушений требований статьи 53 настоящего
Закона.
Ввести
в действие Закон Кыргызской Республики
"Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике" с
момента официального опубликования.
Признать
утратившими силу:
- Закон
Кыргызской Республики "Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 2,
ст. 52);
-
постановление Жогорку Кенеша Кыргызской
Республики "О введении в действие Закона Кыргызской Республики "Об
основах бюджетного права в Кыргызской
Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994
г., № 2, ст. 53);
-
Закон Кыргызской Республики "О
внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об основах
бюджетного права в Кыргызской
Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1995 г., № 7, ст. 249);
-
Закон Кыргызской Республики "О
внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Об основах
бюджетного права в Кыргызской
Республике" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г" №4, ст. 156).
Статьи
53-57 Закона "Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской
Республике" утрачивают силу с момента принятия и введения в действие
соответствующих законодательных актов Кыргызской Республики.
Правительству Кыргызской Республики:
- при
подготовке проектов ежегодных бюджетов принять во внимание, что формирование
статьи расходов бюджета на фундаментальные научные исследования
должно осуществляться на основе заявок,
рассматриваемых на конкурсной основе;
- в двухмесячный срок подготовить и представить
Жогорку Кенешу Кыргызской Республики предложения о приведении законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.
Кыргызской Республики А. АКАЕВ
гор.Бишкек,
Дом Правительства
11 июня
1998 года № 78